Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

Существенное уменьшение ЭПР Т-50

Компания "Сухой" существенно уменьшила эффективную поверхность рассеяния истребителя 5-го поколения Т-50 по сравнению с Су-27

МОСКВА, 11 января. (АРМС-ТАСС). Компания "Сухой" существенно уменьшила эффективную поверхность рассеяния (ЭПР) перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, также известного как истребитель 5-го поколения, по сравнению с Су-27. Как сообщает еженедельник "Джейнс дифенс уикли", за счет реализации технических мер по снижению заметности ПАК ФА его ЭПР в среднем составляет 0,1-1,0 кв.м, в то время как у истребителя Су-27 этот показатель был в пределах 10-15 кв.м.

 

Как отмечает издание, конструкционные решения, реализованные специалистами ОКБ Сухого в области снижения заметности ПАК ФА, в настоящее время запатентованы.

Меры по снижению величины ЭПР истребителя 5-го поколения коснулись как самой конфигурации Т-50, так и связаны с применением радиопоглощающих и радиоэкранирующих материалов и покрытий, выбором форм панелей, особенно расположенных вокруг воздухозаборников двигателей, конструкцией соединений подвижных компонентов конструкции самолета типа закрылков и люков.

Запатентованы, в частности, конструкционные решения внутренних подвесок вооружения, S-образные воздушные тракты двигателей (которые рассматривались на этапе проектирования, однако не применены в изготовленных истребителях), применение устройств блокирования распространения радиолокационных сигналов.

Как отмечает издание, входные направляющие аппараты (ВНА) компрессоров двигателя формируют в передней полусфере до 60 проц величины ЭПР интегральной компоновки истребителя. Создателям ПАК ФА удалось уменьшить эту величину за счет применения устройств блокирования отраженных радиолокационных сигналов и радиопоглощающих покрытий в стенках воздушных трактов силовой установки.

Форма планера самолета уменьшает количество путей отражения падающих РЛ-сигналов, определяемых углами стреловидности крыла, а также передними и задними кромками хвостового оперения, кромками воздухозаборников и поверхностями люков, и обеспечивает диффузное отражение этих сигналов в различные стороны от оси истребителя. Боковые поверхности воздухозаборников и вертикального оперения имеют одинаковые углы наклона.

Некоторые открытые зоны и щели в конструкции планера истребителя и, в частности, для отвода пограничного слоя на боковых поверхностях воздухозаборников и щель в верхней части фюзеляжа непосредственно за фонарем кабины, закрыты толстой сеткой, размеры ячеек которой меньше одной четвертой длины волны радиолокационных станций поиска и обнаружения воздушных целей. Эти меры позволяют снизить отражения сигналов от этих поверхностей.

Зазоры между компонентами планера заполнены проводящими уплотнителями, в то время как в кабине применяется металлизированное остекление.

Поверхности собственных пяти антенн ПАК ФА также отклонены от вертикальной плоскости, что способствует отклонению сигналов РЛС противника.

Покрытия антенн также обеспечивают избирательность действия, пропуская собственные сигналы и блокируя другие частоты. Кроме того, отсеки размещения антенн прикрыты радиопоглощающими шторками для уменьшения возможных утечек сигналов повышенной мощности.

Антенны утоплены в обшивку для уменьшения выпуклостей, а вертикальное оперение выполняет функции антенны системы связи. Турель прицела носовой инфракрасной поисково- следящей системы повернута в обратное положение при выполнении крейсерского полета, обеспечивая излучение в заднюю полусферу, а также имеет радиопоглощающее покрытие.

В настоящее время в рамках программы разработки изготовлено 5 опытных истребителей Т-50. Финальный самолет Т-50-5 выполнил первый полет 27 октября 2013 г. Все пять самолетов к началу 2014 г. выполнили свыше 300 полетов.

Согласно планам министерства обороны РФ на 2013-2020 гг., опубликованным в середине 2013 г., достижение начальной боеготовности ПАК ФА и начало крупносерийного производства запланировано на 31 декабря 2016 г. Согласно Государственной программе вооружений в период 2016-2020 гг. будет поставлено 60 ПАК ФА.

Сборка шестого самолета T-50-6-1 находится в стадии завершения, еще три самолета (T-50-6-2, T-50-7 and T-50-8) строятся. Один из самолетов T-50-6 предназначен для проведения статических испытаний, а другой - для летных испытаний.


  • 5
    Нет аватара guest
    12.01.1400:04:54
    Статья так себе. Когда пишут о каком-то параметре, то неплохо было бы показать на пальцах - на сколько это хорошо - то или иное изменение значения параметра для пользы дела. Ну вот было ЭПР порядка 15 м^2 а стало - 1 м^2. Что это значит? Стало в 15 раз лучше? Или на 14 метров лучше? При всем восторге от достигнутого результата, считаю, нужно все-таки пояснить - на сколько улучшились тактические параметры самолета. Поэтому, грустно и печально ищем в сети "основное уравнение радиолокации" и смотрим там на параметр ЭПР... Потом приравниваем расстояние до передатчика и до приемника - в случае бортовой станции оно одно и то же... Выносим его из знаменателя, извлекаем корень... И вот качественный результат: расстояние обнаружения цели пропорционально корню четвертой степени из ЭПР. Округлим исходный ЭПР до 16 м^2 - и получим, что расстояние обнаружения той же самой станцией для Т-50 будет в ДВА раза меньше, чем для Су-27. в ДВА, а не в 15. Т.е. если Су-27 какой-то станцией обнаруживается на дальности, например, 150 км, то Т-50 будет обнаружен на дальности 75 км. Как-то так. Если бы ЭПР был снижен с 15 до 0.15 м^2 (в 100 раз,) то расстояние обнаружения Т-50 снизилось бы только в ТРИ раза! (т.е. - для нашего примера получим дальность 50 км) Такие дела...

    Далее - очень жаль, что не прикрыли лопатки компрессора. Они не только увеличивают ЭПР, но и позволяют однозначно определить тип цели - чисто по отраженному сигналу.

    В общем - есть, куда стремиться. Хотя прогресс радует, да.
    Отредактировано: Milonov Grigory~00:17 12.01.14
    • 1
      Samboris Samboris
      12.01.1400:19:25
      Если бы ЭПР был снижен с 15 до 0.15 м^2 (в 100 раз,) то расстояние обнаружения Т-50 снизилось бы только в ТРИ раза!


      Самолёт - не уголковый отражатель, за коммент - спасибо   
      • 4
        Нет аватара guest
        12.01.1400:32:16
        При чем здесь уголковый отражатель? И собственно - какая разница- самолет или уголок?
        Если уж совсем довести анализ до конца, то за качественной оценкой дальности нужно было бы привести качественное развитие тактических возможностей. Например - АВАКСом Т-50 будет обнаружен на дальности, например - 100 км, а Су-27 - на 300 км. Или, там, ГСН ракеты АМРААМ захватит Т-50 на удалении, ну допустим, не 16 км, а на 10 км. Из этого такие-то тактические выводы: Если Т-50 возьмет какую-нибудь РВВ-БД, то он сможет расстрелять АВАКС и смотаться, в то время, как Су-27 скорее всего будет сбит еще на удалении 200 км, пока его будут на этот АВАКС наводить.
        • 3
          Нет аватара SergePerovsky
          12.01.1402:37:48
          Вы правы, все эти "невидимки" изначально были разбазариванием государственных средств в особо крупном размере. Что и было показано в Югославии.
          Уменьшать заметность ЗА СЧЕТ летных качеств - безумие.
          К счастью, с Т-50 дело обстоит не так. Уменьшение заметности делается не во вред скорости и маневренности.
          Хотя и тут проблем с превращением малозаметности в реальное тактическое преимущество хватает. Если работает бортовая РЛС - самолет обнаружат на предельной дальности, независимо от ЭРП. А идти в слепую, значит обнаруживать цели с помощью оптики, т.е. на дистанциях максимум 40 км.
        • 1
          Нет аватара guest
          12.01.1420:29:47
          Вот открытые данные по системе пэтриот:
          Дальность обнаружения с вероятностью 0,9 при ЭПР цели:
          0,1 м² (головная часть ракеты) 70 км,
          0,5 м² (ракета) — 100 км
          1,5 м² (истребитель) — 130 км
          10 м² (бомбардировщик) — 180 км
          • 1
            Нет аватара guest
            12.01.1423:05:15
            Ну вот - как-то так, да - берем данные по ЭПР 0.1 и 10 - и сравниваем дистанции - 70 и 180. То, что для ракеты имеем большую дальность (70 вместо примерно 60) - так это потому, что ракета наблюдается на фоне неба - т.е. практически без помех, в то время, как бомбер нужно отфильтровывать от отражений от земли, например - там может даже другая модуляция сигнала использоваться - например - ФКМ или ЛЧМ - для целей на фоне неба и квазинепрерывный - для низковысотных целей.

            Вообще, конечно, эта модель лукавая. По-хорошему, нужно учитывать и активные и пассивные помехи, канальность станций, характеристики радиовзрывателей на ракетах и м.б. еще много чего. В сложной помеховой обстановке самолету с малой ЭПР существенно легче противодействовать радарам. Но чтобы этим преимуществом воспользоваться, нужна комплексная поддержка этих тактических приемов - т.е. работа в группе, обеспечение РТР и РЭБ, оружие и например, динамическая визуализация границ опасных зон для летчика, например, на тактическом дисплее или на нашлемном индикаторе.

            Я просто хотел донести мысль о том, что тактика только снижения ЭПР очень быстро насыщается - для уменьшения заметности на один порядок возможно потребуется увеличение стоимости сразу на несколько порядков! А это не хорошо - нужно искать баланс.
            Отредактировано: Milonov Grigory~23:06 12.01.14
    • 0
      Djoker Djoker
      12.01.1400:40:52
      Вроде писалось, что существенные изменения конструкции будут на T-50-7.
      Те самые радар-блокеры? Или невероятные S-образные каналы воздухозаборников.    

      Неизвестно для какой версии Т-50 считалось ЭПР в статье Jane's. Может к серии ЭПР ещё уменьшится.
      • 0
        Нет аватара Eldarado
        13.01.1400:52:26
        S-образных каналов не будет. Их там негде искривлять - придётся всё перекомпоновывать. Очень хочется увидеть некруглые сопла ;)
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      12.01.1402:43:25
      Точно не прикрыли? По моим сведениям прикрыли.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,