Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

В США развернулась борьба за ракетный двигатель из России

Две американские космические компании ссорятся из-за российского двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш», предназначенного для ракет-носителей среднего класса. Антимонопольные службы США подозревают United Launch Alliance в том, что она не дает своему конкуренту – Orbital Sciences – возможности покупать эти двигатели для своей ракеты Antares.

Федеральная комиссия США по торговле начала антимонопольное расследование в отношении совместного предприятия корпораций «Локхид-Мартин» и «Боинг» United Launch Alliance (ULA), которое занимается разработкой ракетоносителей и выводом на орбиту спутников для государственных нужд.

Оно подозревается в том, что незаконно лишает конкурентов доступа к критически важным комплектующим от подрядчика RD Amross, что, в свою очередь, лишает их возможности полноценно участвовать в тендерах. Об этом сообщает Reuters, в распоряжении которого попали документы Федеральной комиссии по торговле.

 

RD Amross – это совместное предприятие российского НПО «Энергомаш» и американской компании Pratt & Whitney Rocketdyne. Первая изготавливает двигатели РД-180, а вторая поставляет их ULA для их ракет-носителей «Атлас».

По оценке американских экспертов, эти российские двигатели по своим характеристикам являются единственной альтернативой для тяжелых ракетоносителей, способных выводить на орбиту американские военные, разведывательные спутники и спутники для нужд Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

ULA мешает RD Amross (и российскому НПО «Энергомаш») продавать двигатели РД-180 для ракет других производителей, в том числе для американской компании Orbital Sciences, которая пытается пробиться на прибыльный рынок запуска ракет в интересах правительства.

Компания Orbital Sciences является конкурентом ULA. В ней заявили, что без возможности использования РД-180, единственного жидкостного ракетного двигателя, оптимально подходящего по своим характеристикам для их ракеты Antares, они лишаются возможности выигрывать государственные тендеры и получать доступ к прибыльным заказам.

Сейчас первая ступень ракеты-носителя среднего класса Antares снабжена двумя жидкотопливными двигателями Aerojet AJ-26. Эти двигатели представляют собой модифицированные двигатели НК-33 производства СНТК имени Кузнецова, которые также были разработаны в советское время. Их создавали для сверхтяжелой ракеты Н-1, однако этот двигательный проект был закрыт в 70-е годы вместе с советской Лунной программой.

Таким образом, две американские компании используют российские двигатели для своих ракет-носителей. ULA использует для ракеты-носителя «Атлас» двигатель РД-180, собираемый НПО «Энергомаш» (Химки), а Orbital Sciences для своей ракеты-носителя Antares (созданной при участии украинских КБ «Южное» и «Южмаш») – российские двигатели НК-33, переоборудованные и переименованные в Aerojet AJ-26.

По данным Reuters, американский регулятор начал расследование из-за неудачных попыток Orbital Sciences приобрести двигатели РД-180 для своей новой ракеты среднего класса Antares.

Orbital Sciences разработала собственную ракету-носитель с российским двигателем для выполнения заключенного с NASА контракта на доставку грузов на околоземную орбиту Сумма контракта – 1,9 млрд долларов. До 2016 года Orbital Sciences должна обеспечить как минимум 8 запусков Antares к МКС с грузом в интересах NASА. Antares будет выводить грузы до 7 тонн на низкие орбиты. Первый демонстрационный пуск ракета-носитель Antares и космический грузовой корабль Cygnus осуществил в конце апреля этого года с космодрома на о. Уоллопс (штат Вирджиния, США).

«Двигатели Aerojet AJ-26 – это хороший и надежный двигатель, у которого только одна проблема. Эти двигатели больше не выпускают. Имеющихся двигателей Aerojet AJ-26 компании должно хватить для выполнения обязательств по обеспечению контракта NASA по доставке груза к МКС. Однако после выполнения этого контракта Orbital Sciences, конечно, хотела бы получить новые заказы на коммерческие пуски. Для этого ей больше подойдет двигатель РД-180», – говорит газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.

Понятно, что альянс ULA, который занимает господствующие позиции по предоставлению пусковых услуг, не очень радует перспектива появления конкурента, добавляет эксперт.

Отраслевые эксперты Reuters считают, что Orbital Sciences необходим доступ к двигателям РД-180 для ракет-носителей Antares, чтобы выжить на рынке. Orbital Sciences не собирается конкурировать с ULA в сфере запуска тяжелых ракет, однако компания хотела бы стать полноценным игроком на рынке доставки средних грузов в космос с помощью ракет Antares. Причем для правительства такое сотрудничество было бы выгодным, так как Antares стоит менее 100 млн долларов.

Пресс-секретарь ULA Джессика Рай подтвердила факт ведения расследования, добавив, что компания сотрудничает с антимонопольными органами. То же самое сказали в пресс-службе Pratt & Whitney. По словам Рай, контракты ULA на закупку двигателей РД-180 законны и соответствуют правилам конкуренции. В Федеральной комиссии по торговле отказались от комментариев.

Российский двигатель РД-180, из-за которого ссорятся американские космические компании, еще в середине 1990-х годов выиграл объявленный США тендер у двух американских и одной европейской фирм.

Соглашение с Lockheed Martin предусматривает поставку в США для американских ракет-носителей Atlas в общей сложности 101 двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш». Первый серийный двигатель РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 года. На начало 2013 года в США было поставлено 63 двигателя. В течение следующих пяти лет НПО «Энергомаш» должен поставить в США еще около 30 ракетных двигателей РД-180 для ракеты Atlas-5. Такой контракт был подписан в декабре 2012 года. Подписание контракта позволит предприятию получить гарантированную загрузку производственных мощностей, отмечали в НПО «Энергомаш».

РД-180 спроектирован на базе двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях (РН) «Энергия» и «Зенит». В отличие от четырехкамерного РД-170 двигатель РД-180 имеет две камеры сгорания и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности, приводимый в действие одним газогенератором. Тяга РД-180 составляет 400 тонн. Полная сборка РД-180 осуществляется на «Энергомаше». Камеры сгорания поставляются в Химки из Самары, специальные стали – из Челябинска. Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев.

  • 6
    Vasisualiy Vasisualiy
    14.06.1312:00:32
    Вот это да!
    Поругались за наши двигатели.    
    Т.е. если Orbital Sciences будет покупать свои двигатели, то априори в тендерах не победит.
    Сильно!    
    Вот Вам и Сатурн-5
    • 18
      user78 user78
      14.06.1312:41:33
      Вот Вам и Сатурн-5

      да уж... а ведь когда-то сша могли делать такие ракеты как Сатурн-5... Так держать, "демократы", верной дорогой катитесь    

      Скоро американские аэс будут так же драться за российское ядерное топливо, по любой цене возьмут.    
      • 7
        Vasisualiy Vasisualiy
        14.06.1313:06:41
        могли делать такие ракеты как Сатурн-5...

        Мою позицию по этому спорному вопросу Вы знаете.    
        Если бы могли, то продолжали бы делать и летать.
        И SLS бы свой давно сделали, если бы всё работало
        • 10
          user78 user78
          14.06.1313:13:53
          Если бы могли, то продолжали бы делать и летать.

          да, странно всё это. Или американцы уже не могут повторить технологии 50-летней давности или одно из двух.    
          Отредактировано: user78~13:15 14.06.13
          • 2
            Нет аватара Shpiyon
            14.06.1313:32:35
            Технологии нельзя так просто повторить. Даже если сохранилась вся документация (как конструкторская, так и технологическая) надо воспроизвести всю оснастку, все материалы...

            Да и ещё: требуются СПЕЦИАЛИСТЫ способные сопровождать весь жизненный цикл двигателя, а их уже давным давно нет.
            • 9
              Vasisualiy Vasisualiy
              14.06.1313:36:57
              Нельзя повторить только то, что не делали ни разу.
              Хотя, ближе всех к успеху в этом направлении подошли Китайцы (имеется ввиду копирование)
              Отредактировано: Vasisualiy~13:37 14.06.13
              • 7
                Нет аватара Shpiyon
                14.06.1314:08:42
                Угу, ага...
                По китайцам: они до сих пор пытаются скопировать сатурновские движки - классический пример того, что мало иметь чертежи и образец.
                По тому, что не делали ни разу:
                1. посмотри данные по спасательному судну Коммуна (ЧФ). Повторить металл корпуса до сих пор не могут. Технология утеряна, а сталь потрясающая по характеристикам.
                2. попробуйте повторить одежду из шкур каменного века. Там никаких хитростей, всё известно, только вот инструменты для этого могут сделать от силы десяток человек на всей планете (для изготовления каменных орудий требуется годами нарабатываемое мастерство). Это так, шутка, только вот в ней всего доля шутки.
                • 3
                  Vasisualiy Vasisualiy
                  14.06.1314:50:58
                  По китайцам: они до сих пор пытаются скопировать сатурновские движки - классический пример того, что мало иметь чертежи и образец.

                  А может и не могут повторить потому, что повторять нет смысла.
                  Повторяют обычно то, что работает.
                  Вот например: Великий поход-2F

                  Четко видны струи основных и рулевых двигателей первой ступени.
                  Причем на ракете работают сразу первая и вторая ступень.
                  Кто еще применяет такую технологию?
                  ЦКБ Прогресс на ракете семейства Р-7
                  Двигатель РД-107 + РД-108
                  Правда Хунвейбины заливают Диметилгидразин, по нашему Гептил, но смысл от этого не меняется.   
                  • 9
                    Vasisualiy Vasisualiy
                    14.06.1314:54:27
                    Вообще я в некотором смысле Китайцев уважаю.
                    Они конечно всё хунвейбинят, но если не могут, то честно признаются.
                    Как в случае с С-300.
                    Ну вот не стреляет их HQ-9 даже в полсилы от С-300. И они честно сказали "Извините, но мы пас".
                    Хотим купить оригинал.
                  • 1
                    Нет аватара AbrValg
                    14.06.1321:58:15
                    Ну, я бы не назвал китайский Великий поход копипастой Р-7. По крайней мере не 1 и 2 ступени. Кроме одновременной работы двигателей 1 и 2 ступеней, у Р-7 есть ещё одна характерная черта, не встречающаяся больше ни на одной ракете-носителе - старт типа "тюльпан", когда ракета не стоит на торце, а висит, удерживаемая за середину. Китаец же бодро стоит на торце. Другими словами, распределение нагрузки у него совершенно другое, а значит и внутри он должен сильно отличаться. Топливо другое, движки тоже другие. Больше отличий, чем сходства.
                  • 0
                    Нет аватара Markov
                    15.06.1320:54:56
                    Причем на ракете работают сразу первая и вторая ступень.
                    Кто еще применяет такую технологию?

                    Все кому не лень - американцы, японцы, французы, китайцы...
                • 5
                  Нет аватара Cinik
                  14.06.1315:01:05
                  Это так, шутка, только вот в ней всего доля шутки.

                  Помнится, где-то рассказывали, что американцы составили список утраченных технологий. Ну они любят подобные рейтинги составлять.
                  Так вот туда, наряду со всякими там загадками древности, включена и ихняя американская лунная ракета.
                • Комментарий удален
                  • 2
                    Нет аватара Shpiyon
                    14.06.1317:33:56
                    Тем, что его не столько скопировали, сколько разработали "по образцу". Да и технологии тогда были попроще. Ладно, спор становится беспредметным. Если Вы не понимаете что такое скопировать, а не слямзить технологии, то трудно объяснить все ньюансы.
                    • Комментарий удален
                      • 0
                        Нет аватара silicoid
                        14.06.1322:10:52
                        кроме двигателей и вооружения - поставили отечественные
                        • 0
                          Нет аватара guest
                          19.06.1316:55:16
                          Причём двигатели тоже были, в общем, копией американских. ;)
                    • 0
                      Нет аватара guest
                      19.06.1316:54:48
                      Угу, настолько разработали, что на прототипах даже приборы были проградуированы в футах и фунтах. ;) Его перепиливали буквально по винтику, замена шла только там, где промышленность разводила руками и говорила «Ну не шмогла я!» Работа шла так: Б-29 раскидали до последнего винтика, составили полный комплект документации, а затем начали напрягать промышленность, чтобы они всё это родили, а сделали. Собственно, половина нашей послевоенной авиапромышленности растёт из Ту-4, потому что кучи вещей, считавшихся у янки в порядке вещей, у нас в то время просто тупо не делали.
          • 4
            Нет аватара Nguyen
            14.06.1314:53:55
            да, странно всё это. Или американцы уже не могут повторить технологии 50-летней давности или одно из двух.

            Ну, мы-то прекрасно знаем, какое оно это одно из двух    
            • 3
              Vasisualiy Vasisualiy
              14.06.1315:01:18
              Ну, мы-то прекрасно знаем, какое оно это одно из двух

              Ну догадываемся, во всяком случае    
          • 2
            Нет аватара Rockets
            14.06.1315:43:34
            да, странно всё это. Или американцы уже не могут повторить технологии 50-летней давности или одно из двух.  

            Хотите примеров, их есть у меня (C) Далеко ходить не надо. Город Детройт, автомобильная столица США Автомобильная МЕККА! ГОРОД ПРИЗРАК
            Отредактировано: Rockets~17:31 14.06.13
          • 16
            Нет аватара guest
            14.06.1317:58:10
            "+" Статье, хороший аргумент против тех, кто тут часто вопит, что Россия не имеет высокотехнологичных производств и живет за счет экспорта сырья!Амеры покупают наши двигатели, созданные по технологиям 20-30-ти летней давности, но по мнению некоторых, они "впереди планеты всей"! Да и флаг им в руки и барабан за спину! Вот только еще в конце 80-х читал несколько статей, в советских журналах, о перспективах фотонных, ионных, ядерных, водородных и даже криодвигателях... Потом, в 90-е как-то мелькнул в телевизоре кто-то из одного из наших КБ и сказал, что работы по этим направлениям идут. С тех пор ничего не слышно! Интересно, что-то где-то двигается в этом направлении? Или, пока, это мечты?

            Вот цирк, еще не успел пост отредактировать, уже минус схлопотал! Господа, ставите минус - приводите аргументы, ведь для этого и существует обсуждение!
            Отредактировано: Алишер Ашрапов~18:07 14.06.13
            • 4
              Нет аватара guest
              14.06.1318:52:11
              Значит пост кого-то за больное задевает, но признаться в больном стыдно/стремно/не хочет светиться. А нам пост позитив несет. Это прекрасный показатель работы сайта и всего сообщества участников СуН.    
              • 0
                Нет аватара guest
                15.06.1301:30:35
                Согласен полностью!   
            • 0
              Нет аватара WJ
              14.06.1323:10:47
              С тех пор ничего не слышно! Интересно, что-то где-то двигается в этом направлении?

              Не слышно только тем, кто не слушает.
              • 0
                Нет аватара guest
                15.06.1301:27:11
                Ну это не совсем так! Если я где-то проспал, так дайте посмотреть! А так - я, вроде, не глухой!    
                • 0
                  Нет аватара WJ
                  15.06.1306:50:16
                   http://www.rg.ru/2012/10/03/raketa.html 
                  Уже и Медведев под личный контроль успел взять, и на всех каналах дважды в год показывают, и Кириенко с Поповкиным на каждом брифинге рассказывают, а всё равно никто не знает.

                   http://novosti-kosmonavti...ge1050723/#message1050723 
                  Отредактировано: WJ~06:55 15.06.13
                  • 0
                    Нет аватара guest
                    15.06.1316:01:23
                    Спасибо за ссылки, так то читал про это здесь на СУН, просто совсем из головы вылетело. Где-то еще попадалось, что хотели на основе ионно-плазменных двигателей для корректировки орбит, создать более мощные двигатели на аргоне, и объединяя их в кластеры создавать мощные движители для межпланетных перелетов (по-моему МГТУ Баумана этим занимается)..    
            • 1
              Akimich Akimich
              15.06.1307:08:35
              Ядерные двигатели уже на подходе, даже на СУН где-то видел статью (честно, искать лень)
        • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
          • 1
            Vasisualiy Vasisualiy
            14.06.1315:18:23
            Госдеп спустил шавок    
            Отредактировано: Vasisualiy~15:18 14.06.13
            • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
              • -1
                Нет аватара Bazin_
                14.06.1322:15:09
                Да тут фанатов NАSA целое стадо пробежало.
                Нет,силён всё-таки Госдеп.
                • 2
                  Нет аватара guest
                  15.06.1300:08:13
                  Судя по максимальному количеству минусов у одного коммента, тут около 7 шавок, точнее - 7 аккаунтов, значит шавки максимум две.
                  Отредактировано: Русский Парень~00:08 15.06.13
                  • 1
                    Нет аватара Bazin_
                    15.06.1300:17:26
                    Баранов - пока 14,судя по минусам.
                    Интересно,почему это наши,отечественные бараны такие американопатриотичные?
                    • 2
                      Нет аватара ministra_magi
                      15.06.1300:37:32
                      ВАШИ бараны-действительно амеропатриоты.
                • 0
                  CyH CyH
                  15.06.1300:17:18
                  А в это время НАШИ доставляют пендосятину в космос!!! Так что там наса?
      • 1
        Нет аватара kavlad
        15.06.1317:29:09
        Скоро американские аэс будут так же драться за российское ядерное топливо, по любой цене возьмут.
        Уже "дерутся", т.к. ВОУ-НОУ закончилась.
        В перспективах - отказ от АЭС. Поэтому и раздаётся столько шума про альтернативные источники энергии.
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,