Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

В США развернулась борьба за ракетный двигатель из России

Две американские космические компании ссорятся из-за российского двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш», предназначенного для ракет-носителей среднего класса. Антимонопольные службы США подозревают United Launch Alliance в том, что она не дает своему конкуренту – Orbital Sciences – возможности покупать эти двигатели для своей ракеты Antares.

Федеральная комиссия США по торговле начала антимонопольное расследование в отношении совместного предприятия корпораций «Локхид-Мартин» и «Боинг» United Launch Alliance (ULA), которое занимается разработкой ракетоносителей и выводом на орбиту спутников для государственных нужд.

Оно подозревается в том, что незаконно лишает конкурентов доступа к критически важным комплектующим от подрядчика RD Amross, что, в свою очередь, лишает их возможности полноценно участвовать в тендерах. Об этом сообщает Reuters, в распоряжении которого попали документы Федеральной комиссии по торговле.

 

RD Amross – это совместное предприятие российского НПО «Энергомаш» и американской компании Pratt & Whitney Rocketdyne. Первая изготавливает двигатели РД-180, а вторая поставляет их ULA для их ракет-носителей «Атлас».

По оценке американских экспертов, эти российские двигатели по своим характеристикам являются единственной альтернативой для тяжелых ракетоносителей, способных выводить на орбиту американские военные, разведывательные спутники и спутники для нужд Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

ULA мешает RD Amross (и российскому НПО «Энергомаш») продавать двигатели РД-180 для ракет других производителей, в том числе для американской компании Orbital Sciences, которая пытается пробиться на прибыльный рынок запуска ракет в интересах правительства.

Компания Orbital Sciences является конкурентом ULA. В ней заявили, что без возможности использования РД-180, единственного жидкостного ракетного двигателя, оптимально подходящего по своим характеристикам для их ракеты Antares, они лишаются возможности выигрывать государственные тендеры и получать доступ к прибыльным заказам.

Сейчас первая ступень ракеты-носителя среднего класса Antares снабжена двумя жидкотопливными двигателями Aerojet AJ-26. Эти двигатели представляют собой модифицированные двигатели НК-33 производства СНТК имени Кузнецова, которые также были разработаны в советское время. Их создавали для сверхтяжелой ракеты Н-1, однако этот двигательный проект был закрыт в 70-е годы вместе с советской Лунной программой.

Таким образом, две американские компании используют российские двигатели для своих ракет-носителей. ULA использует для ракеты-носителя «Атлас» двигатель РД-180, собираемый НПО «Энергомаш» (Химки), а Orbital Sciences для своей ракеты-носителя Antares (созданной при участии украинских КБ «Южное» и «Южмаш») – российские двигатели НК-33, переоборудованные и переименованные в Aerojet AJ-26.

По данным Reuters, американский регулятор начал расследование из-за неудачных попыток Orbital Sciences приобрести двигатели РД-180 для своей новой ракеты среднего класса Antares.

Orbital Sciences разработала собственную ракету-носитель с российским двигателем для выполнения заключенного с NASА контракта на доставку грузов на околоземную орбиту Сумма контракта – 1,9 млрд долларов. До 2016 года Orbital Sciences должна обеспечить как минимум 8 запусков Antares к МКС с грузом в интересах NASА. Antares будет выводить грузы до 7 тонн на низкие орбиты. Первый демонстрационный пуск ракета-носитель Antares и космический грузовой корабль Cygnus осуществил в конце апреля этого года с космодрома на о. Уоллопс (штат Вирджиния, США).

«Двигатели Aerojet AJ-26 – это хороший и надежный двигатель, у которого только одна проблема. Эти двигатели больше не выпускают. Имеющихся двигателей Aerojet AJ-26 компании должно хватить для выполнения обязательств по обеспечению контракта NASA по доставке груза к МКС. Однако после выполнения этого контракта Orbital Sciences, конечно, хотела бы получить новые заказы на коммерческие пуски. Для этого ей больше подойдет двигатель РД-180», – говорит газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.

Понятно, что альянс ULA, который занимает господствующие позиции по предоставлению пусковых услуг, не очень радует перспектива появления конкурента, добавляет эксперт.

Отраслевые эксперты Reuters считают, что Orbital Sciences необходим доступ к двигателям РД-180 для ракет-носителей Antares, чтобы выжить на рынке. Orbital Sciences не собирается конкурировать с ULA в сфере запуска тяжелых ракет, однако компания хотела бы стать полноценным игроком на рынке доставки средних грузов в космос с помощью ракет Antares. Причем для правительства такое сотрудничество было бы выгодным, так как Antares стоит менее 100 млн долларов.

Пресс-секретарь ULA Джессика Рай подтвердила факт ведения расследования, добавив, что компания сотрудничает с антимонопольными органами. То же самое сказали в пресс-службе Pratt & Whitney. По словам Рай, контракты ULA на закупку двигателей РД-180 законны и соответствуют правилам конкуренции. В Федеральной комиссии по торговле отказались от комментариев.

Российский двигатель РД-180, из-за которого ссорятся американские космические компании, еще в середине 1990-х годов выиграл объявленный США тендер у двух американских и одной европейской фирм.

Соглашение с Lockheed Martin предусматривает поставку в США для американских ракет-носителей Atlas в общей сложности 101 двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш». Первый серийный двигатель РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 года. На начало 2013 года в США было поставлено 63 двигателя. В течение следующих пяти лет НПО «Энергомаш» должен поставить в США еще около 30 ракетных двигателей РД-180 для ракеты Atlas-5. Такой контракт был подписан в декабре 2012 года. Подписание контракта позволит предприятию получить гарантированную загрузку производственных мощностей, отмечали в НПО «Энергомаш».

РД-180 спроектирован на базе двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях (РН) «Энергия» и «Зенит». В отличие от четырехкамерного РД-170 двигатель РД-180 имеет две камеры сгорания и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности, приводимый в действие одним газогенератором. Тяга РД-180 составляет 400 тонн. Полная сборка РД-180 осуществляется на «Энергомаше». Камеры сгорания поставляются в Химки из Самары, специальные стали – из Челябинска. Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев.

  • 2
    Нет аватара Shpiyon
    14.06.1313:32:35
    Технологии нельзя так просто повторить. Даже если сохранилась вся документация (как конструкторская, так и технологическая) надо воспроизвести всю оснастку, все материалы...

    Да и ещё: требуются СПЕЦИАЛИСТЫ способные сопровождать весь жизненный цикл двигателя, а их уже давным давно нет.
    • 9
      Vasisualiy Vasisualiy
      14.06.1313:36:57
      Нельзя повторить только то, что не делали ни разу.
      Хотя, ближе всех к успеху в этом направлении подошли Китайцы (имеется ввиду копирование)
      Отредактировано: Vasisualiy~13:37 14.06.13
      • 7
        Нет аватара Shpiyon
        14.06.1314:08:42
        Угу, ага...
        По китайцам: они до сих пор пытаются скопировать сатурновские движки - классический пример того, что мало иметь чертежи и образец.
        По тому, что не делали ни разу:
        1. посмотри данные по спасательному судну Коммуна (ЧФ). Повторить металл корпуса до сих пор не могут. Технология утеряна, а сталь потрясающая по характеристикам.
        2. попробуйте повторить одежду из шкур каменного века. Там никаких хитростей, всё известно, только вот инструменты для этого могут сделать от силы десяток человек на всей планете (для изготовления каменных орудий требуется годами нарабатываемое мастерство). Это так, шутка, только вот в ней всего доля шутки.
        • 3
          Vasisualiy Vasisualiy
          14.06.1314:50:58
          По китайцам: они до сих пор пытаются скопировать сатурновские движки - классический пример того, что мало иметь чертежи и образец.

          А может и не могут повторить потому, что повторять нет смысла.
          Повторяют обычно то, что работает.
          Вот например: Великий поход-2F

          Четко видны струи основных и рулевых двигателей первой ступени.
          Причем на ракете работают сразу первая и вторая ступень.
          Кто еще применяет такую технологию?
          ЦКБ Прогресс на ракете семейства Р-7
          Двигатель РД-107 + РД-108
          Правда Хунвейбины заливают Диметилгидразин, по нашему Гептил, но смысл от этого не меняется.   
          • 9
            Vasisualiy Vasisualiy
            14.06.1314:54:27
            Вообще я в некотором смысле Китайцев уважаю.
            Они конечно всё хунвейбинят, но если не могут, то честно признаются.
            Как в случае с С-300.
            Ну вот не стреляет их HQ-9 даже в полсилы от С-300. И они честно сказали "Извините, но мы пас".
            Хотим купить оригинал.
          • 1
            Нет аватара AbrValg
            14.06.1321:58:15
            Ну, я бы не назвал китайский Великий поход копипастой Р-7. По крайней мере не 1 и 2 ступени. Кроме одновременной работы двигателей 1 и 2 ступеней, у Р-7 есть ещё одна характерная черта, не встречающаяся больше ни на одной ракете-носителе - старт типа "тюльпан", когда ракета не стоит на торце, а висит, удерживаемая за середину. Китаец же бодро стоит на торце. Другими словами, распределение нагрузки у него совершенно другое, а значит и внутри он должен сильно отличаться. Топливо другое, движки тоже другие. Больше отличий, чем сходства.
          • 0
            Нет аватара Markov
            15.06.1320:54:56
            Причем на ракете работают сразу первая и вторая ступень.
            Кто еще применяет такую технологию?

            Все кому не лень - американцы, японцы, французы, китайцы...
        • 5
          Нет аватара Cinik
          14.06.1315:01:05
          Это так, шутка, только вот в ней всего доля шутки.

          Помнится, где-то рассказывали, что американцы составили список утраченных технологий. Ну они любят подобные рейтинги составлять.
          Так вот туда, наряду со всякими там загадками древности, включена и ихняя американская лунная ракета.
        • Комментарий удален
          • 2
            Нет аватара Shpiyon
            14.06.1317:33:56
            Тем, что его не столько скопировали, сколько разработали "по образцу". Да и технологии тогда были попроще. Ладно, спор становится беспредметным. Если Вы не понимаете что такое скопировать, а не слямзить технологии, то трудно объяснить все ньюансы.
            • Комментарий удален
              • 0
                Нет аватара silicoid
                14.06.1322:10:52
                кроме двигателей и вооружения - поставили отечественные
                • 0
                  Нет аватара guest
                  19.06.1316:55:16
                  Причём двигатели тоже были, в общем, копией американских. ;)
            • 0
              Нет аватара guest
              19.06.1316:54:48
              Угу, настолько разработали, что на прототипах даже приборы были проградуированы в футах и фунтах. ;) Его перепиливали буквально по винтику, замена шла только там, где промышленность разводила руками и говорила «Ну не шмогла я!» Работа шла так: Б-29 раскидали до последнего винтика, составили полный комплект документации, а затем начали напрягать промышленность, чтобы они всё это родили, а сделали. Собственно, половина нашей послевоенной авиапромышленности растёт из Ту-4, потому что кучи вещей, считавшихся у янки в порядке вещей, у нас в то время просто тупо не делали.
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,