Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

Как российская инженерная мысль сделала возможной сегодняшнюю операцию в Сирии

Темп и эффективность российских ВВС (сейчас они называются воздушно-космическими силами, так что я буду называть их РВКС ниже) поразили западных военных экспертов. Не только количество самолето-вылетов втрое превышает то, которого смогли достичь США и страны НАТО, но российские бомбардировки удивительно точны, несмотря на то, что российские самолеты летают на высоте свыше 5 км, за пределами досягаемости ПЗРК. Они летают даже ночью и в плохую погоду. Это еще более удивительно, если учесть, что большую часть работы делают Су-24 (приняты на вооружение в 1974 году) и Су-25 (приняты на вооружение в 1981 году). Большая часть задач в Сирии может быть решена этими двумя замечательными, но, честно говоря, древними самолетами, в то время как целью присутствия нового передового Су-34 являются его испытания (и, после того, как турки сбили Су-24, обеспечение защиты против воздушных атак). Что же происходит? Как Россия добивается таких почти чудесных результатов?

Это было достигнуто с помощью СВП-24

Но сначала я должен описать процесс бомбардировки.

Простые бомбы «технологии Второй мировой войны» — гравитационные. Самолеты сбрасывали их с помощью простой системы наведения на цель, и они попадали (более или менее) в цель. Для ковровых бомбардировок это было нормально, для прицельных бомбардировок это было не идеально, но с учетом низкой скорости самолетов и малых высот, приемлемо. Но с увеличением скорости самолетов опоздание в сбросе бомбы в одну секунду могло привести к падению бомбы в 600-800 метрах от цели. К тому же, для некоторых укрепленных целей (командные пункты, мосты, и т. п.) нужно прямое попадание. Были созданы два типа направляемых бомб: направляемых лазером и телевизионно.

Бомбы, направляемые лазером, работают очень просто: самолет (или наводчик на земле) «указывает» цель лазерным лучом, и бомба имеет некоторую (ограниченную) способность спланировать к этому ясно видному освещенному пятну. Теле-направляемые бомбы тоже работают просто: ее телекамера направляется на цель, и бомба планирует к ней. Если бомба находится в определенной «зоне» (скорость, высота, направление), она попадет. Или промажет. Потому что даже крохотное облачко может резко снизить точность, что при нынешних скоростях самолетов может привести к промаху в сотни метров (кто интересуется, может почитать эту статью в Wikipedia).

Появление спутникового наведения открыло новую эру наводящихся вооружений. Впервые стало возможным использовать сигналы спутников GPS (для россиян — ГЛОНАСС) для наведения бомбы на цель. Бомбы, направляемые спутниками, были не только более точными, но они не зависели от погоды. Главной проблемой была их высокая стоимость. Еще одной проблемой было то, что склады были забиты старыми дешевыми ненаправляемыми бомбами. Что с ними делать?

Американцы придумали элегантное решение: JDAM (Joint Direct Attack Munition). JDAM набор был способом превратить «глупую» (ненаводящуюся) бомбу в «умную» (наводящуюся) путем присоединения к ней специальных приспособлений. Можете узнать больше из этой статьи Wikipedia. Это позволило использовать старые бомбы, но не было дешевым: ~$25 000 за приспособление (по Wikipedia).

Русские придумали еще лучшее решение.

Вместо того, чтобы ставить приспособления на каждую бомбу и терять его каждый раз, русские поставили приспособление типа JDAM, но на самолет.

Это и есть СВП-24. СВП расшифровывается как «специализированная вычислительная подсистема». Эта система постоянно отслеживает позиции самолета и цели (используя ГЛОНАСС), измеряет давление, влажность, скорость ветра и самолета, направление полета. Она может получать дополнительную информацию от самолетов AWACS, наземных станций, других самолетов. СВП-24 вычисляет параметры (скорость, высота, курс) при которых «глупая» бомба должна быть автоматически сброшена точно в момент, когда ее неуправляемый полет приведет ее точно к цели (в пределах 3-5 метров).

На практике это значит, что каждая старая (возраста 30 и более лет) российская бомба может быть доставлена старым самолетом с такой же точностью, как новые направляемые бомбы, доставленные новейшим бомбардировщиком.

И это еще не все. Летчику даже не надо думать о прицеливании. Он просто вводит точные координаты цели в систему, летит в нужный район, и бомбы сбрасываются автоматически. Он может сосредоточиться на обнаружении действий противника (самолетов, ракет, зениток). И самое лучшее, эта система может использоваться при бомбардировке с большой высоты, >5000 метров, куда ПЗРК не достают. Кроме того, облака, дым, погода, и время суток не имеют никакого значения.

Последнее, но не наименее важное: это очень недорогое решение. Россия может теперь использовать огромные запасы «глупых» бомб накопленные за время холодной войны, они могут доставить практически бесконечный запас таких бомб в Сирию, и каждая из них поразит цель с феноменальной точностью. Поскольку СВП-24 находится на самолете, а не на бомбе, ее можно многократно использовать.

Уже подтверждено, что СВП-24 установлены на российских Су-24, Су-25, Ту-22М3, вертолетах Ка-50 и Ка-52, заслуженных МИГ-27, и даже на тренировочном L-39. То есть, она может быть установлена практически на всех вертолетах и самолетах, от больших бомбардировщиков до маленьких учебных самолетов. Я уверен, что Ми-24 и Ми-35М в Латакии тоже оборудованы этой системой.

Вот как выглядят компоненты системы СВП-24 (фото с авиашоу МАКС в Жуковском):

СВП-24 демонстрирует, что хорошее инженерное решение, особенно хорошее военное инженерное решение, не должно быть дорогим или выглядеть привлекательно. Использование СВП-24 в РВКС уменьшило операционные затраты.

В заключение, я отмечу, что не все в российской армии розово и идеально. Компания, производящая СВП-24, должна была взыскивать деньги с министерства обороны через суд, и в самом министерстве было много противников СВП-24 (наверное, из-за влияния коррумпированных конкурентов). В конечном счете, проблемы были решены, и СВП-24 была поставлена в больших количествах, но для этого потребовалась долгая суровая борьба. Так что, как и в США, коррупция в России остается одним из опаснейших врагов вооруженных сил.В любом случае, я надеюсь, что эта экскурсия «под капот» была вам интересна.

Автор Балобан (The Saker)

  • 0
    Гвардеец Гвардеец
    08.01.1619:15:59

    Не гляньте только ещё одна хромая утка    объявилась

    • 1
      Нет аватара Cromartie
      08.01.1619:18:13

      Что не так?

      Всё по факту сказано

      • 3
        Нет аватара zu1
        08.01.1620:04:25

        Всё по факту сказано

        По факту Алеша наговорил кучу штампов.

        Про ветер, от которого точность падает. Никакие «средства коррекции» не избавят от сильного ветра, ежели двигла нет у бомбы.

        Еще Алеша стыдливо забыл сказать, что в ситуации, когда кто-то решит «бомбить Кубы и Панцири», средств РЭБ никто не отменял. И всякие там «жипиес наведения» могут оказаться не работающими. И ни о каких высокоточностях можно не вспоминать.

        Таким образом, для борьбы с «Папуасами» жипиес навороты и прочие серьезные головки наведения оказываются часто избыточными.

        А для глобальной войны с серьезным противником могут оказаться бесполезными из-за средств противодействия.

        • 2
          Нет аватара Cromartie
          09.01.1601:44:35

          Про ветер, от которого точность падает. Никакие «средства коррекции» не избавят от сильного ветра, ежели двигла нет у бомбы.

          Еще как избавят, если бомба корректируемая, т. е. имеет хотя бы аэродинамические поверхности

          Еще Алеша стыдливо забыл сказать, что в ситуации, когда кто-то решит «бомбить Кубы и Панцири», средств РЭБ никто не отменял. И всякие там «жипиес наведения» могут оказаться не работающими. И ни о каких высокоточностях можно не вспоминать.

          Во-первых, подавление GPS/ГЛОНАСС — само по себе крайне грустная задача. А если бомба еще и ИНС имеет… современные приемники сигналов GPS (для военных, естественно) порядка 90дБ помехоустойчивость имеют. Это значит, что для подавления этого приемника помеха должна иметь мощность в 10^9 раз (в миллиард раз) мощнее самого сигнала.

          Да и что касается подавления Панцирей/КУБов — можете вы гарантировать, что таковое мероприятие обойдется дешевле применения единственной УАБ?

          Отредактировано: Cromartie~03:10 09.01.16
        • 1
          Нет аватара guest
          09.01.1611:21:00

          Я описал различие систем управления с точки зрения ТАУ и отличие системы с автокоррекцией от системы без коррекции.

          Еще интересная книжечка попалась Кириллов В.И. «Бомбометание». Там описываются ошибки при бомбометания.

          На основе этой книжки можно сделать вывод, что очень сильно на точность бомбометания

          влияет ошибка измерения параметров движения самолета. А вот ветре, при массе бомбы в сотни кг и малой парусности, похоже не очень.

          Так, что похоже к старой системе подкрутили новые более точные датчики, что и позволило увеличить точность бомбометания. Опять модернизация, старой системы…

          Еще Алеша стыдливо забыл сказать, что в ситуации, когда кто-то решит «бомбить Кубы и Панцири», средств РЭБ никто не отменял.

          Причем РЭБ к точности бомбометания???

          Даже если учесть, что есть РЭБ, то он тоже имеет ограничение по дальности.

          Так что первую, часть траектории можно пройти с коррекцией, а вторую, перед тем как будет выжжена электроника переключиться в режим без коррекции. Точность будет выше, чем при изначальном бомбометании без коррекции. И цена бомбы конечно будет выше. Есть научная дисциплина ТАУ, которая как раз и дает математический аппарат, который позволят произвести нужные расчеты и спроектировать систему которые позволяют добиться необходимой точности.

          Что такое ТАУ и про различные системы управления, можно почитать здаесь

          здаесь

          здаесь

          П.С. Очень разочаровывает невежество некоторых авторов постов.

          Отредактировано: Aleksey Al~12:55 09.01.16
          • 1
            Нет аватара zu1
            09.01.1611:36:37

            Очень разочаровывает невежество некоторых авторов

            Это понятно. Непонятно, что за «сотни тонн"у бомб, которая весит чуть больше ста кг.

            На счет парусностей- у всех этих «аэродинамиЦких поверхностей» есть ограничения по перегрузке.

            Поробуйте своими словами мне тупому объяснить этот нюанс. Самолет летит к цели до нее 100 км (заявлено-что дальность планирования бомбы больше 100км могет быть)

            Бомба начинает свое планирование в район цели.Попадает в зону сильной турбулентности, например. В СМи пишется шта она «могет справляться"-но нигде ни слова о границах.на сколько могет? Ей ваще все пофиг? Любой ветер любой скорости.любые порывы и перепады и воздушные ямы, грозовые фронты и .тд. Чо это за имбовый такой планер?

            • 1
              Нет аватара guest
              09.01.1612:49:36

              "сотни тонн"у бомб,
              опечалился, сотни кг.

              Когда на самолете летаешь, часто трясет?

              Я думаю, что и тут турбулентность это не штатная ситуация, да и при той скорости и массе с которой планирует бомба, турбулентность в нормальных условиях не сильно влияет. А поправки на скорость ветра закладываются.

              Давай попробуем посмотреть цифры.

              Крепкий ветер — 17-20м/c, порывы будут меньше. Скорость звука 330м\с. Пусь самолет летит со скоростью 300м\с Еще у бомбы есть парусность, сколько не знаю, пытаются сделать как можно меньше.

              Дальше работает закон сохранения, энергии энергий авиабомбы mV^2/2 + mgh. по сравнению с порывами ветра, цифра получиться значительно больше. Так что отклонение которое создадут порывы ветра будет не очень большое. И соответственно, чем больше энергия тем дальше может пролететь бомба, и конечно еще крылья, которые тоже увеличивают расстояние.

              Получив величину отклонения, нужно рассчитать площадь рулей, которые могут скомпенсировать это отклонение. Дальше проводят эксперименты, что бы убедится, что рули компенсируют отклонения так как нужно.

              Коррекцию, куда лететь, можно произвести по GPS, или подсветить цель. Это коррекция по положению. Ошибка получения координат цели тут минимальная.

              Можно по гироскопу, но гирокомпас, имеет погрешность, которая со времен растет.

              Гироскоп выдает ускорение, это два интеграла и мы получаем положение.

              Конкретные параметры, такой авиабомбы я думаю засекречены, тк зная их можно более эффективно эти бомбы сбивать.

              Зная максимальный угол отклонения и скорость, можно рассчитать объем в котором гарантировано будет находиться такая авиабомба через несколько секунд и соответственно в этом объеме произвести перехват.

              • 0
                Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
                11.01.1619:33:10

                Ветер будет действовать на бомбу по известной всем аэродинамикам формуле: корова в квадрате, да на пополам…

                Если в момент сброса, вдруг, ветер поменяет направление, то эта корова будет неслабо тянуть бомбу в сторону от цели, т.к. к-т аэродин.сопротивления боковой п-ти бомбы достаточно большой. И бомба улетит… Но не туда. А куда — то только Богу ведомо. Рули, конечно, подкорректируют её полёт. Но 15-17 м/с ветра скорректировать на большой дистанции будет ой как непросто.

                Да, ветер может вдруг встать и встречным. Тогда задача расчёта полёта бомбы станет совсем нетривиальной. С одной стороны — наша корова, тормозящая бомбу, с другой — подъёмная сила, тоже от скорости потока зависящая. Да и от положения рулей, которыми вы будете бомбу пытаться к цели довернуть, тоже. Вы её будете влево гнуть, а она, собака, от этого изменит лобовую проекцию…

                А вы говорите: два интеграла    )

                Кстати, энергия (механическая) бомбы имеет далеко не главное значение в дальности её полёта. Гораздо важнее начальная точка параболы ( скинете бомбу у земли, пусть даже с очень большой скоростью — никуда она не улетит    ) ).

                К чему я об этом всём: когда точно не знаешь- толи попадёшь, толи нет, да и цель не слишком уж важная, то нет нужды кидаться дорогими изделиями. А уж если надо точно попасть, то есть наши КР. Ибо — Кесарю — кесарево!

                Отредактировано: Андрей Евсеенко~20:34 11.01.16
      • 1
        Сергей Девичев Сергей Девичев
        08.01.1620:27:36

        Всё так, но какбы Вы очередной «профессор», пересказавший статью, но на свой лад))))) Ребята, пора уже очнуться после праздников…

    • 1
      Serg My Star Serg My Star
      08.01.1620:30:17

      Не, он на айфон калькулятор скачал, для уток. Невдомек, что ружжо не бомбами стреляет. ;)))

Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,