Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

Как российская инженерная мысль сделала возможной сегодняшнюю операцию в Сирии

Темп и эффективность российских ВВС (сейчас они называются воздушно-космическими силами, так что я буду называть их РВКС ниже) поразили западных военных экспертов. Не только количество самолето-вылетов втрое превышает то, которого смогли достичь США и страны НАТО, но российские бомбардировки удивительно точны, несмотря на то, что российские самолеты летают на высоте свыше 5 км, за пределами досягаемости ПЗРК. Они летают даже ночью и в плохую погоду. Это еще более удивительно, если учесть, что большую часть работы делают Су-24 (приняты на вооружение в 1974 году) и Су-25 (приняты на вооружение в 1981 году). Большая часть задач в Сирии может быть решена этими двумя замечательными, но, честно говоря, древними самолетами, в то время как целью присутствия нового передового Су-34 являются его испытания (и, после того, как турки сбили Су-24, обеспечение защиты против воздушных атак). Что же происходит? Как Россия добивается таких почти чудесных результатов?

Это было достигнуто с помощью СВП-24

Но сначала я должен описать процесс бомбардировки.

Простые бомбы «технологии Второй мировой войны» — гравитационные. Самолеты сбрасывали их с помощью простой системы наведения на цель, и они попадали (более или менее) в цель. Для ковровых бомбардировок это было нормально, для прицельных бомбардировок это было не идеально, но с учетом низкой скорости самолетов и малых высот, приемлемо. Но с увеличением скорости самолетов опоздание в сбросе бомбы в одну секунду могло привести к падению бомбы в 600-800 метрах от цели. К тому же, для некоторых укрепленных целей (командные пункты, мосты, и т. п.) нужно прямое попадание. Были созданы два типа направляемых бомб: направляемых лазером и телевизионно.

Бомбы, направляемые лазером, работают очень просто: самолет (или наводчик на земле) «указывает» цель лазерным лучом, и бомба имеет некоторую (ограниченную) способность спланировать к этому ясно видному освещенному пятну. Теле-направляемые бомбы тоже работают просто: ее телекамера направляется на цель, и бомба планирует к ней. Если бомба находится в определенной «зоне» (скорость, высота, направление), она попадет. Или промажет. Потому что даже крохотное облачко может резко снизить точность, что при нынешних скоростях самолетов может привести к промаху в сотни метров (кто интересуется, может почитать эту статью в Wikipedia).

Появление спутникового наведения открыло новую эру наводящихся вооружений. Впервые стало возможным использовать сигналы спутников GPS (для россиян — ГЛОНАСС) для наведения бомбы на цель. Бомбы, направляемые спутниками, были не только более точными, но они не зависели от погоды. Главной проблемой была их высокая стоимость. Еще одной проблемой было то, что склады были забиты старыми дешевыми ненаправляемыми бомбами. Что с ними делать?

Американцы придумали элегантное решение: JDAM (Joint Direct Attack Munition). JDAM набор был способом превратить «глупую» (ненаводящуюся) бомбу в «умную» (наводящуюся) путем присоединения к ней специальных приспособлений. Можете узнать больше из этой статьи Wikipedia. Это позволило использовать старые бомбы, но не было дешевым: ~$25 000 за приспособление (по Wikipedia).

Русские придумали еще лучшее решение.

Вместо того, чтобы ставить приспособления на каждую бомбу и терять его каждый раз, русские поставили приспособление типа JDAM, но на самолет.

Это и есть СВП-24. СВП расшифровывается как «специализированная вычислительная подсистема». Эта система постоянно отслеживает позиции самолета и цели (используя ГЛОНАСС), измеряет давление, влажность, скорость ветра и самолета, направление полета. Она может получать дополнительную информацию от самолетов AWACS, наземных станций, других самолетов. СВП-24 вычисляет параметры (скорость, высота, курс) при которых «глупая» бомба должна быть автоматически сброшена точно в момент, когда ее неуправляемый полет приведет ее точно к цели (в пределах 3-5 метров).

На практике это значит, что каждая старая (возраста 30 и более лет) российская бомба может быть доставлена старым самолетом с такой же точностью, как новые направляемые бомбы, доставленные новейшим бомбардировщиком.

И это еще не все. Летчику даже не надо думать о прицеливании. Он просто вводит точные координаты цели в систему, летит в нужный район, и бомбы сбрасываются автоматически. Он может сосредоточиться на обнаружении действий противника (самолетов, ракет, зениток). И самое лучшее, эта система может использоваться при бомбардировке с большой высоты, >5000 метров, куда ПЗРК не достают. Кроме того, облака, дым, погода, и время суток не имеют никакого значения.

Последнее, но не наименее важное: это очень недорогое решение. Россия может теперь использовать огромные запасы «глупых» бомб накопленные за время холодной войны, они могут доставить практически бесконечный запас таких бомб в Сирию, и каждая из них поразит цель с феноменальной точностью. Поскольку СВП-24 находится на самолете, а не на бомбе, ее можно многократно использовать.

Уже подтверждено, что СВП-24 установлены на российских Су-24, Су-25, Ту-22М3, вертолетах Ка-50 и Ка-52, заслуженных МИГ-27, и даже на тренировочном L-39. То есть, она может быть установлена практически на всех вертолетах и самолетах, от больших бомбардировщиков до маленьких учебных самолетов. Я уверен, что Ми-24 и Ми-35М в Латакии тоже оборудованы этой системой.

Вот как выглядят компоненты системы СВП-24 (фото с авиашоу МАКС в Жуковском):

СВП-24 демонстрирует, что хорошее инженерное решение, особенно хорошее военное инженерное решение, не должно быть дорогим или выглядеть привлекательно. Использование СВП-24 в РВКС уменьшило операционные затраты.

В заключение, я отмечу, что не все в российской армии розово и идеально. Компания, производящая СВП-24, должна была взыскивать деньги с министерства обороны через суд, и в самом министерстве было много противников СВП-24 (наверное, из-за влияния коррумпированных конкурентов). В конечном счете, проблемы были решены, и СВП-24 была поставлена в больших количествах, но для этого потребовалась долгая суровая борьба. Так что, как и в США, коррупция в России остается одним из опаснейших врагов вооруженных сил.В любом случае, я надеюсь, что эта экскурсия «под капот» была вам интересна.

Автор Балобан (The Saker)

  • 9
    Нет аватара IPA
    08.01.1615:45:31

    Наши «кулибины» в очередной раз всех «победили»!!!

    Аплодирую стоя   

    А я еще вот думал, когда началась движуха в Сирии, а как же они вдруг так точно стали с таких высот «подарки» этим бармалеям отправлять?

    И вот он, ответ на мой вопрос!!! Теперь также стали ясны и заявления военных о том, что мол фин.затраты на данную операцию укладываются в рамки военного бюджета)

    Огроменное спасибо всем создателям и реализаторам данного изобретения!!!   

    • 0
      Samboris Samboris
      08.01.1616:48:57

         

    • 3
      A_SEVER A_SEVER
      08.01.1617:05:26

      стали ясны и заявления военных о том, что мол фин.затраты на данную операцию укладываются в рамки военного бюджета
      До определённого момента это так и будет.

      Потом начнётся пополнение запасов авиационных боеприпасов вместо израсходованных в Сирии, ремонт активно летавших самолётов — и расходы МО увеличатся.

      • 3
        megajob megajob
        08.01.1619:52:54

        Ремонт — да, но пополнение вместо израсходованных — вы шутите? Почти все (значимые) армии Мира мучаются от проблемы — куда девать просроченные боеприпасы?!! Бо было не давно время когда ВСЕ страшно боялись ВСЕХ! и запасали оружие в неилюзорных количествах. К сожалению даже «просто бомбы» имеют срок годности, понятия не имею что там «тухнет», но ЖАХНУТЬ может прям в ящике! А уж про применение и говорить не приходиться — куча народу поклечилсь и погибло от подрывов. Вроде даже шойгу на подобный вопрос «а хватит ли нам оружия» ответил — моя первоочередная задача успеть убрать со складов просроченное оружие".

        Поэтому Россия чай не Франция, нам и за пару лет не выбомбить, даже то что на «последнем издыхании».

        Собственно вы не поверити, но и поганые пиндосы (США) занимались именно утилизацией запасов и в Ираке и в Афгане! Думаете — нафига они столько крылатых ракет израсходовали? Что бы «не протухли», ну и новые заказы «правильным» фирмам.

        • -1
          A_SEVER A_SEVER
          08.01.1620:03:39

          вы шутите?

          Нет.

          Если ФАБ-250 разных лет выпуска у нас много, то просроченных Х-101 пока не наблюдается.

          • 8
            megajob megajob
            08.01.1620:22:15

            Я был о вас лучшего мнения. Вы ветку не читали? Ясно же написанно (разжевано) — нет больше смысла применять ни КАБ ни тем более Х-101. Теперь еще советскую ФАБ «кладут» как КАБ. Да и теже калибры и Х-101 явно были «демонстрацией нашим друзьям», дабы в «разум вернулись». Заметьте что полностью исчезли дураки и наглые западники с «ржавыми ракетам». Не будут больше 101 применять, да и калибры вряд ли.

            Я думал все уже поняли что «одномоментно» ВСЯ бомбардировочная авиация России (оснащенная данным устройством) стала — высокоточной!

            Отредактировано: megajob~21:23 08.01.16
            • 0
              rvk rvk
              08.01.1621:07:31

              Ну да, смысла применять их нет, но их почему-то применяют. И даже «Калибры» применяют. Все-таки наверное смысл есть.

              • 6
                megajob megajob
                08.01.1621:57:43

                Вы простите так же не читали ветку? Многие умные и осведомленные люди уже писали — калибры, х-101, ту-160 применялось исключительно ПОКАЗАТЬ НАТЕи в частности США что мы с ними сделаем в не ядерной войне! И по ИХ реакции видно, что большинство Увидили и Осознали.

                • -1
                  A_SEVER A_SEVER
                  08.01.1622:05:01

                  исключительно ПОКАЗАТЬ НАТЕ
                  Для этого вполне достаточно было одной стрельбы каждым типом ракет.

                  • 2
                    Нет аватара Muvka
                    09.01.1609:05:06

                    Вроде так и было. Разок испытали залп с каспия, разок испытали с ДЭПЛ. И пару дней с Ту-160. Обычная тренировка, отработка + демонстрация. И все. Больше не было ни калибров, ни х-101.

                    • 0
                      A_SEVER A_SEVER
                      09.01.1610:26:07

                      Разок испытали залп с каспия, разок испытали с ДЭПЛ. И пару дней с Ту-160
                      Каспийская флотилия уже 2 раза стреляла.

                      Что касается Дальней авиации, то вот данные только за 4 дня 17-20 ноября:

                      75 крылатых ракет! А стратегические бомбардировщики и позже работали.

                      • 1
                        Нет аватара Muvka
                        09.01.1610:50:02

                        1 канал, это здорово конечно. Они спецы в этом. Да и не так много ракет использовано. По сравнению с обычными бомбами. Я думаю на учениях не меньше уходит. Зато благодаря этим «тренировкам» выявили недочеты в боевых условиях.

                        Отредактировано: Muvka~11:52 09.01.16
                        • 0
                          A_SEVER A_SEVER
                          09.01.1610:56:07

                          1 канал, это здорово конечно. Они спецы в этом.
                          Это слайд из доклада министра обороны верховному главнокомандующему, который показали по телевизору.

                          • 2
                            Нет аватара Muvka
                            09.01.1611:04:20

                            По вашему на учениях меньше ракет используют? Или это не заменяет учения? Этими ракетами в лучшем случае поражено 1% от всех целей.

                • -1
                  rvk rvk
                  09.01.1600:12:44

                  Показать? А так они ничего не знают, ага, сидят там наивные и думают что у нас кроме бомб второй мировой ничего нет. За испытаниями не следят, разведки нет, прессу не читают. Не стоит быть таким наивным. Они знают даже больше, чем мы готовы им рассказать.

                  • 1
                    Нет аватара SergePerovsky
                    09.01.1623:17:17

                    К сорокалетию карибского кризиса устроили встречу причастных военных с обеих сторон. И один бывший американский генерал говорил там, что у президента воли не хватило, а то они бы стерли все на Кубе в порошок: пока русские запросили бы Москву, пока там приняли бы решения, пока переслали бы коды пуска, пока их ввели бы в ракеты уже никаких ракет не осталось бы. На что бывший советский полковник ответил, что коды в ракеты уже были введены. И тут, сорок лет спустя, американские военные испугались.

                    Довольно много «специалистов» в США до недавнего времени твердили, что российская армия ни на что не способна, что новое вооружение только на бумаге выдает заявленные характеристики. Они подталкивали США к силовому давлению на Россию. Теперь они вынуждены прикусить язык. Повышаются шансы, что и в возможных будущих кризисах «партия войны» в США не одержит верх. За это заплатить не жалко. А военным реальные боевые стрельбы не просто заменяют учебные, а еще дают совсем другой уровень уверенности в себе и технике.

                    • 0
                      rvk rvk
                      09.01.1623:29:40

                      Это очень наивно. Они прекрасно осведомлены что у нас есть и на что мы способны.

                      • 0
                        Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
                        11.01.1618:54:15

                        Если бы Вы были правы, то и ПРО бы никто не пытался строить.

                        Не стоит так уж хорошо думать об их осведомлённости. Они полны иллюзий собственного превосходства.

                        • 0
                          rvk rvk
                          11.01.1619:45:06

                          Если бы ПРО было бы бесполезно, и то наши бы не возражали бы против её строительства. Так что уверен ПРО строят четко понимая зачем и как её будут использовать. Именно потому что очень хорошо знают и наши возможности тоже.

                        • 0
                          A_SEVER A_SEVER
                          11.01.1619:49:53

                          то и ПРО бы никто не пытался строить
                          Во все времена одна страна старалась получить превосходство над другой. Создание ПРО это способ изменить существующий баланс сил и за счёт этого получить превосходство.

                    • 0
                      Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
                      11.01.1618:55:04

                      Отличный комментарий!

                      Полностью согласен!

                  • 0
                    Нет аватара Egregore
                    13.01.1603:46:41

                    Ну в током случае накой по вашему было переться через Баренцево, через норвежское, Атлантику с кучей дозаправок, через средиземку пухнуть ракетой которая могла бы сама с места базирования самолёта долететь ?

                    иная Военная необходимость кроме демонстрации отсутствует .

                    и 101 и калибры применялись в боевых условия впервые при разных исходных .

                    Всё. на всё про всё полторы сотни ракет (грубо), нууууууу очень немного для обкатки и совмещёнными же учениями ВВС, ВМФ и других причастных.

                    • Комментарий удален
            • 1
              A_SEVER A_SEVER
              08.01.1622:01:26

              Я был о вас лучшего мнения.
              И рухнул рейтинг A_SEVERa ниже плинтуса…    
              Вы ветку не читали?
              Да, читал. И сводки о действиях наших ВКС в Сирии тоже читал. И выкладываемые нашим МО видео смотрел, а там не всегда точно поражают цель с первого раза.

            • 0
              Нет аватара monarch
              09.01.1617:28:06

              Теперь еще советскую ФАБ «кладут» как КАБ.

              Это не так.

              Что касается Х-101 — это Вы наверное так пошутить решили?

              Посмотрите (на досуге) дальность применения Х-101 и дальность применения ФАБ (даже самых крупных калибров).

      • -1
        Гвардеец Гвардеец
        09.01.1600:32:19

        Ну Север всегда стужи напустит, заместо ложки дёгтя    

        • 1
          A_SEVER A_SEVER
          09.01.1603:44:21

          Ну Север всегда стужи напустит
          Ну не всем же байки про «Хибины» и «Дональда Кука» писать!    

          Читаем про СВП-24:

          Использование нового прицельно-навигационного комплекса позволяет производить бомбометание со свободного маневра, не входя в зону поражения средств вражеской ПВО
          А наш сбитый Су-24М шёл на цель по прямой…

          • 0
            Нет аватара Muvka
            09.01.1609:09:02

            А он собирался тараном цель долбить? Просто он вроде пустой был и на базу возвращался. Если это было что-то типа сарказма, не понял. Только проснулся…

            • 0
              A_SEVER A_SEVER
              09.01.1610:35:05

              Просто он вроде пустой был и на базу возвращался.

              Да, вначале так говорили, а потом в интервью спасшийся штурман сказал «мы заходили на боевой курс в штатном режиме». Получается, самолёт сбили на втором заходе на цель.

          • 1
            Нет аватара zu1
            10.01.1615:23:09

            А наш сбитый Су-24М шёл на цель по прямой

            Север, при всем уважении, Наш СУ был сбит таки F-16-ым.

            В статье явно идет речь о наземных средствах поражения.

            Формально это не обозначено, но, надеюсь, Вы согласитесь с этим.

            Отредактировано: zu1~16:27 10.01.16
      • 1
        Нет аватара Muvka
        09.01.1609:03:32

        Основные лошадки в Сирии Су-24. Их ремонтировать не будут. Ибо собираются все списать до 20 года. С Су-25 думаю та же ситуация.

        • 1
          Нет аватара Muvka
          09.01.1612:33:09

          А за что хоть минус то? Все Су-24М к 2020 году собираются заменить на Су-34. Я не прав?

          • 0
            Нет аватара Cinik
            09.01.1614:56:42

            По Су-24, вроде, так. Но по Су-25 явно нет, их пока нечем заменить.

            • 0
              Нет аватара Muvka
              09.01.1615:36:47

              Судя по новостям в гугле, ему собирались создавать замену еще в 11 или 12 году. Может мы многого не знаем просто?

              • 1
                Нет аватара monarch
                09.01.1617:48:42

                Нет, пока замены Су-25 нет.

                Кабы она была, не запустили бы с прошлого года новый, углубленный и более дорогостоящий проект модернизации Су-25 (СМ-3 на смену СМ).

                Так что «Грачи» останутся с нами годов до 25-30х.

                А вот для Су-24М нынешняя сирийская компания скорее всего последняя, да.

                Чтож: хороший «дембельский аккорд», для достойной и заслуженной машины.

                • 1
                  Нет аватара Muvka
                  09.01.1618:40:16

                  Ну машина не исчезнет. В других странах еще поживет. Да и наших старичков может кому продадут. Хотя я не уверен, что есть такая практика…

                  • 0
                    Нет аватара monarch
                    09.01.1618:46:05

                    В других странах еще поживет.

                    Это вне всяких сомнений.

                    Касаемо же передачи кому-либо российских Су-24М… в качестве возможных вариантов приходят на ум Сирия и возможно Иран, да вот только ресурс у отечественных Су-24М сильно выбит.

                    + последствия недоремонта/недообслуживания в тяжелые 90е и первую половину 00х, тоже на состоянии матчасти сказываются.

        • 0
          Нет аватара monarch
          09.01.1617:29:26

          С Су-25 думаю та же ситуация.

          Вы думаете абсолютно неверно   

Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,