Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

Спутник связи "Экспресс-АМ5" выведен на целевую орбиту

Российский спутник связи "Экспресс-АМ5" успешно выведен на заданную орбиту.

Спутник отделился от разгонного блока "Бриз-М" и вышел на геостационарную орбиту

"Экспресс-АМ5" займет точку стояния 140 градусов восточной долготы.

 

Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с космическим аппаратом состоялся 26 декабря с космодрома Байконур. Через несколько минут после старта, от третьей ступени "Протона" отделился разгонный блок "Бриз- М", который продолжил выведения аппарата. В течение последующих часов с помощью разгонного блока была сформирована целевая орбита спутника.

Спутник "Экспресс-АМ5" предназначен для обеспечения цифрового телевизионного и радиовещания на территории России, решения задач подвижной президентской и правительственной связи, предоставления пакета мультисервисных услуг, а также создания сетей связи на основе технологии VSAT. Космический аппарат был создан в ОАО "Информационные спутниковые системы" имени М.Ф. Решетнева" по заказу национального оператора спутниковой связи ФГУП "Космическая связь". На борту "Экспресс-АМ5" установлены транспондеры C-, Ku-, Ka- и L-диапазона. Гарантийный срок активного существования спутника - 15 лет.

Ракета-носитель "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К". Обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Первый запуск РН "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" состоялся 7 апреля 2001 года.

 


  • 1
    user78 user78
    27.12.1314:02:53
    (ну не вытаскивает современный Протон-М 3,5 тон на геостационарную орбиту)

    С Бризом должен вытаскивать:
    - на ГСО до 3,7 т (с РБ «Бриз-М»)
    • 0
      Нет аватара qwerty_asd
      27.12.1316:34:36
      А вот в сентябре тот же Протон-М с тем же Бриз-М вывел европейский Astra 2E на ГСО. 6020 кг...
      Похоже:
      1. Выводимый вес сильно зависит не только от широты космодрома, но и от используемой трассы. А она выбирается по экологическим и политическим соображениям.
      2. Геостационарные спутники всегда добираются до своей позиции своим ходом.

      Так что с "не вытаскивает" был неправ - вытаскивает, но не в данном случае.    
      • Комментарий удален
      • 1
        Нет аватара schmurz
        27.12.1316:42:55
        А вот в сентябре тот же Протон-М с тем же Бриз-М вывел европейский Astra 2E на ГСО. 6020 кг...


        Нет, на ГПО, для перевода на геостационар на указанном спутнике используется апогейный двигатель.
    • 0
      Нет аватара _Andrey_
      27.12.1316:59:34
      У "Бризов" слабоватый двигатель - всего две тонны тяги. При большой массе спутников требуется огромное время работы ДУ. Есть такое мнение, что происходившие аварии "Бризов-М" связаны с перегревом именно из-за долгой работы.
      Но применительно к данному запуску не стоит забывать, что это первая ласточка в своей серии. Возможно, следующие КА с довыведением будут тяжелее.
      • 0
        Нет аватара schmurz
        28.12.1300:08:49
        Нашел объяснение схемы выведения (из интервью Интерфаксу генерального директора ОАО «ИСС» Николая Тестоедова):

        "- Николай Алексеевич, расскажите об особенностях проекта по созданию телекоммуникационных спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Как они будут выводиться на геостационарную орбиту? Правда ли что для этого будет использоваться электрореактивная двигательная установка (ЭРДУ)?

        - «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» - это самые тяжелые геостационарные спутники в России и, наверное, в Европе. Проекты очень амбициозные. Выведение таких спутников на геостационарную орбиту, действительно, имеет свои особенности.

        - Существуют три основные схемы выведения спутников на геостационарную орбиту. Первая – это прямое выведение, когда разгонный блок доставляет аппарат непосредственно в нужную точку. Вторая – разгонный блок выводит спутник на геопереходную (эллиптическую) орбиту, плоскость которой близка к плоскости геостационарной орбиты. Далее апогейная двигательная установка аппарата довыводит его в нужную точку. Третья – когда довыведение осуществляется при помощи электрореактивной двигательной установки. По сравнению с апогейным двигателем ЭРДУ имеет меньшую мощность, но большую эффективность, так как может доставить аппарат в нужную точку, затратив меньше топлива. Правда, период довыведения с использованием ЭРДУ более длительный и составляет несколько месяцев.

        Каждая схема выведения имеет свои плюсы и обычно выбирается заказчиком. Для спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» нами совместно с госпредприятием «Космическая связь» (ГПКС) выбрана схема их довыведения при помощи электрореактивной двигательной установки, потому что это, повторюсь, очень тяжелые спутники.

        Приведу пример. Сделанный за рубежом аппарат «Ямал-402», который запущен в декабре 2012 года, имеет 66 транспондеров. Вроде бы много. Но это количество транспондеров, приведенное к полосе пропускания частотой 36 МГц. Это так называемые эквивалентные транспондеры. На «Экспрессе-АМ5» - 84 физических транспондера, на «Экспрессе-АМ6» - 72. Но если пересчитать их в эквивалентные, то оказывается, что аппарат «Экспресс-АМ5» имеет 151 эквивалентный транспондер! Таких спутников просто нет в Европе!

        Аппараты такой сложности достаточно тяжелые. И для того, чтобы не потерять заданные тактико-технические характеристики «Экспресса-АМ5» и «Экспресса-АМ6» по количеству транспондеров, по их мощности и резервированию, ИСС с ГПКС выбрали схему их довыведения с использованием электрореактивной двигательной установки. Правда, такая схема потребует довыведения в течение трех-четырех месяцев, но зато плюсов от более эффективных спутников будет намного больше.

        Вы можете задаться вопросом: почему мы не делаем по примеру западных стран апогейный двигатель на аппаратах. Исторически российские спутники – это аппараты прямого выведения на геостационарную орбиту. В России всегда были самые мощные ракеты-носители и самые лучшие разгонные блоки, и они всегда без проблем доставляли спутники предыдущего поколения прямиком на геостационарную орбиту. Однако с появлением спутников класса «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6» и «Ямал-401» мощности наших средств выведения уже не хватает, поэтому их надо довыводить либо апогейным двигателем, как делают на Западе, либо электрореактивной двигательной установкой. Так вот если говорить об ЭРДУ, то скорость истечения газов в нем в пять-шесть раз выше, чем у химического двигателя, и соответственно во столько же раз меньше расход топлива."
        Отредактировано: schmurz~00:09 28.12.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,