Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

ПАК ФА в подробностях


Итак, мы уже знаем, что в СССР истребители пятого поколения разрабатывались одновременно с аналогичными разработками в США, но развал страны помешал осуществить задуманное. 


Пропала ли эта работа даром? Нет. Конечно, разработанные в те годы самолёты не пошли в серию, но ведь в результате этой работы получены многие плюсы.

Во-первых, проведено огромное количество исследовательских и конструкторских работ, накоплен огромный опыт, который никуда не делся.

Во-вторых, ведь этой работой были заняты не только КБ Микояна и Сухого. Над новыми самолётами работали и исследовательские институты ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, ЦИАТИМ, и моторостроители, и разработчики радаров, и ещё огромное количество институтов, КБ, заводов. Ведь в производстве самолёта участвуют тысячи смежников, и каждый из них получил своё задание.

В-третьих, несмотря на секретность, российские специалисты с интересом следили за ходом разработки и испытаний «Рэптора» американцами. Ведь и чужой опыт, успешный он или нет, чему-то учит грамотных специалистов, и к тому же становится ясно, чему именно должен противостоять твой будущий самолёт, к чему нужно стремиться, чтобы он превосходил противника.

А потому, когда в 1998 году конструкторы опять получили техническое задание на разработку истребителя пятого поколения (по своим требованиям оно не слишком отличалось от прежнего), у них уже были готовые варианты эскизных проектов в каждом КБ. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в задании опять были два самолёта – лёгкий и тяжёлый, также рассматривали варианты «среднего» истребителя и вариант вертикалки. И опять решили, что на роль ЛФИ может подойти МиГ-35, вариант вертикалки отложили на будущее, в результате остановились на КБ Сухого с ПАК ФА (он же Т-50, он же Су-50).

Что же он из себя представляет? Некоторые журналисты из жёлтой прессы заявляют, что это тупая копия американского Рэптора. Сразу скажу, что это совсем не так. Специалисту-аэродинамику это видно сразу, но и любому интересующемуся это очевидно, особенно если сравнить два самолёта при виде сбоку: коротенький, с огромными килями Рэптор, и плоский, длинный ПАК ФА. Далее рассмотрим отличия подробнее.

Да и если просто хоть немного подумать: самолёт разрабатывался как раз с целью превосходить Рэптор, иначе зачем он вообще нужен? И контролировали это не только отечественное министерство обороны, но и индийское, поскольку проект совместный, а они зря такие огромные деньги тратить не будут. И поскольку возможности Рэптора давно известны, то даже и гадать не пришлось. Добавлю, что индийские представители выдвинули очень жёсткие требования к самолёту, и очень упорно их отстаивали. Согласились они на сотрудничество только тогда, когда подробнейшим образом ознакомились с проектом и убедились в его перспективности.

Чем же он отличается? Любопытных особенностей много.

Скажу для начала, что в комментариях к предыдущим статьям, а также в перепостах на других сайтах и в ЖЖ, звучат настойчивые требования сравнить возможности ПАК ФА и Рэптора, а заодно их количество, налёт лётчиков и прочие подробности. Как будто США с Россией уже воюют. Ребята, скажу вам по секрету страшные вещи: во-первых, ни Рэптор не сможет долететь до России, ни ПАК ФА до США. И если уж дело дойдет до прямого столкновения, то надо сравнивать не истребители, а стратегические ракеты и средства противоракетной обороны. Хотя и такое сравнение опять не понравится сторонникам США, поскольку даже от древней «Сатаны», ресурс которой недавно продлили, у США до сих пор нет защиты. “Звёздные войны” СОИ оказались фейком, а на евроПРО нет ни денег, ни уже и мозгов. Имеющееся же стратегическое вооружение в США стремительно разваливается: Катастрофическая деградация. Обратите внимание на комментарии, там общаются грамотные специалисты, и они явно “в теме”.

Правда, некоторые американские журналисты изрядно повеселили, заявив, будто великий и ужасный Ф-35 будет барражировать над Польшей и сбивать российские баллистические ракеты, стартующие где-то на Урале, но тут можно только позавидовать забористой траве, которую они курят. Сколько там километров от Польши до Урала? Какая ракета способна на такую дальность? А Ф-35 её поднимет? А сколько она до Урала лететь будет? Или гнаться за «Сатаной» до самого Вашингтона и вместе с ней упасть в цель?

Ну а сравнить возможности самолётов? Да почему бы и нет! Мешает этому только секретность, а потому не слишком цепляйтесь к данным: что по Рэптору, что по ПАК ФА они взяты, разумеется, из открытых источников.

Итак, первое отличие – это сверхманёвренность. Её сохранили, несмотря на жёсткие требования к малозаметности, которые идут в разрез с аэродинамикой. При этом применили новые решения, которых нет ни в Рэпторе, ни в других самолётах. Это, например, поворотная часть наплыва крыла, то есть, наплыв играет роль не только генератора вихря, но и переднего горизонтального оперения. Такое решение уменьшает заметность.

Двигатели разнесены (у Рэптора они стоят рядом). Это позволяет повысить манёвренность, а заодно высвобождает больше места для внутренних отсеков с оружием. Подфюзеляжный тоннель между ними повышает подъёмную силу, и манёвренность сохраняется даже на больших высотах. Заодно, разнесённые двигатели повышают живучесть в случае боевых повреждений или пожара двигателя.

Еще одно оригинальное решение – двигатели стоят не параллельно, а под небольшим углом друг к другу (блин, когда-то долго таращился на фотки, пока убедился, что это не обман зрения. В обычном режиме направление реактивной струи компенсируется всеракурсным поворотным соплом, а в случае отказа или боевого повреждения одного двигателя, такое расположение позволяет более уверенно держаться в воздухе. На этом фото хорошо видно, что это не обман зрения, заодно видны и отсеки для оружия, и поворотная часть наплыва крыла:

У самолёта – два наклонных киля, как и у Рэптора. Но тут тоже новинки: во-первых, они гораздо меньше по площади, что уменьшает заметность, а во-вторых, они цельноповоротные, отдельных рулей поворота там нет. Это тоже для малозаметности. Кроме того, они же играют роль воздушного тормоза, то есть, могут отклоняться рассогласованно, в разные стороны. Отдельный тормоз уже не нужен, что уменьшает вес.

Чтобы меня не уличили в восхвалении всего нашего, скажу, что с килями вышел прокол. Слишком много нового: и цельноповоротные, и могут служить воздушным тормозом, и малой площади, недостаток которой компенсируется автоматикой, и изготовлены из углепластика (это легче по весу и лучше для малозаметности), и способ их установки довольно хитрый… В результате прочность килей оказалась недостаточной, и тогдашний главком ВВС Михайлов заявил, что принято решение не усиливать их, а ограничить максимальную скорость ПАК ФА до 2М (примерно 2125-2400 км/час – неизвестно, на какой высоте эта цифра подразумевалась) вместо 2,15М по техзаданию и ещё больше – реально. Я тогда ещё удивился: ну ладно, допустим, что военные против своего главкома не попрут, хотя и это не факт, конструкторам тоже вроде упираться не очень надо, но как же индийцы? Похоже, что они всё-таки воспротивились: 13 февраля 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки, меньшей величине разбега и пробега, а также выглядит лучше зарубежных аналогов по характеристикам бортового оборудования.

Добавлю, что проскочившее в американской прессе сообщение, будто Рэптор достиг скорости в 2,6М не соответствует истине. С нерегулируемыми в классическом смысле рэпторовскими воздухозаборниками это невозможно в принципе, кроме того, на таких скоростях уже начинает ощутимо действовать тепловой барьер (нагрев самолёта от трения воздуха на такой скорости свыше 300 градусов), и ни алюминий, ни углепластик его не выдержат.

О ремонтопригодности и тем более – о цене самолётов и говорить не стоит.

ДВИГАТЕЛИ.

От плоского сопла отказались в пользу сверхманёвренности. При этом заметность в задней полусфере теоретически становится хуже, но посмотрите на съёмку Рэптора в тепловизоре: не слишком-то оно и спасает, мягко говоря.

Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство – радар-блокер. Сейчас ПАК ФА летает на одной из модификаций двигателей АЛ-41Ф. Тяга у них меньше, чем у тех, которые сейчас испытываются и будут устанавливаться штатно, но все требования к пятому поколению выполняются даже с ними. Новый двигатель будет обладать не только более высокой тягой, но и лучшей экономичностью. Хотя экономичность российских двигателей превзошла американские, уже начиная с пары Су-27 и Ф-15. Удельные характеристики расхода топлива искать затруднительно, но вот косвенные данные:
Первое значение ПАК ФА, второе – Ф-22
нормальная взлётная масса: со 100 % топлива: 30610 кг/30206 кг
Масса топлива: 11100 кг/9367 кг
Практическая дальность: 4300 км/2500 км

Конечно, расход топлива уменьшает ещё и лучшая по сравнению с Рэптором аэродинамика, но ни она, ни на 1,7 тонны больший запас топлива сами по себе не обеспечат такую впечатляющую разницу в дальности.

Кстати сказать, прорабатывается множество модификаций как этого, так и нового двигателя, с улучшенными параметрами, уменьшенной массой и т.п. Все они обозначаются по-разному (АЛ-41, Тип-30, изделие-117, изделие-129, изделие-133, проект «Демон» и т.д.), и разобраться в этом не слишком просто. Опять вспоминается тяжёлый вздох в одном из американских авиационных журналов: «Система обозначений КБ Сухого приводит в ужас буржуазных аналитиков».

Новинка – плазменная система зажигания, что позволяет избавиться от кислородной подпитки при запуске двигателя даже на большой высоте.

ОРУЖИЕ.

Сам по себе истребитель может быть сколь угодно хорошим, но без оружия он ничего не стоит. Посмотрим, что подготовили конструкторы? Набор довольно обширный.

Для ближнего боя – пушка калибра 30 мм. Внутренних отсеков для бомб и ракет – два, их длина свыше 5 метров каждый. Туда можно «спрятать» от 6 до 12 бомб или ракет. Кроме этого, можно установить до шести внешних узлов подвески. Рассмотрим, что может взять с собой ПАК ФА.

Но для начала немного о разновидностях ракет. Первые ракеты были неуправляемыми, прицеливаться для их пуска нужно было с помощью того же прицела, что и для пушек/пулемётов. Они появились у нас ещё во время Великой Отечественной, наводя ужас на немцев не хуже знаменитой «Катюши», но их потомки НУРС (неуправляемый реактивный снаряд) или НАР, применяются до сих пор, чаще на вертолётах. Все видели, наверное, пусковые устройства в виде цилиндров с несколькими отверстиями под ракеты, это как раз они.

Потом появились бортовые локаторы, или, точнее, радиолокационные станции перехвата и прицеливания, а с ними – и радиоуправляемые ракеты. Летчик на экране локатора захватывает цель, сближается с ней до дальности пуска ракеты, загорается сигнал «ПР» – пуск разрешён, нажимаем гашетку, ракета сходит с пилона, но мы продолжаем удерживать врага на экране локатора. При этом узкий луч РЛС направлен на него, а ракета идёт по этому лучу. И только когда она сблизится настолько, что уже не промажешь, загорается сигнал «Отворот» – можно сваливать. Иногда это бывает опасно, если цель – под завязку нагруженный бомбёр или топливозаправщик. Рвануть может так, что и тебя достанет осколками.

Защищаться от таких ракет пытаются отстрелом пассивных помех, простых пачек ленты из фольги. В надежде, что луч локатора потеряет самолёт и будет следить за ленточками. В ответ локаторы стали сортировать цели по скорости, чтобы не замечать малоскоростные, и принимать другие меры борьбы с помехами.

Следом разработали самонаводящиеся ракеты. Их тепловая головка самонаведения (ТГСН) чувствует тепло от двигателя противника. Сближаешься, загорается лампочка «ЗГ» – захват головок, что означает, что ракеты увидели цель, пуск – и сваливать можно сразу. Это называется принцип «пустил – забыл». Любопытно курить возле такой ракеты и видеть, как ГСН следит за твоей сигаретой. Поначалу как-то не очень приятно это видеть

От них защищаются, отстреливая тепловые ловушки, каждый видел кадры по ТВ, когда из самолёта вылетает подобный «фейерверк».

Ну а потом появились ракеты с самыми разнообразными способами наведения, в том числе и многоканальные, которые обмануть не так просто. Подробно объяснять не буду: слишком много места займёт. Итак:

1. Основное оружие – РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности.



Максимальная дальность пуска – 300 км (экспортный вариант – 200 км), а по некоторым данным, цели высокой контрастности она достаёт и с 400 км. Обратите внимание: ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти. Как видим, для себя делается гораздо лучше. Масса боевой части 60 кг, осколочно-фугасная. Система наведения – инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории полета.

Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км. Правда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: “Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM”. Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах.

2. РВВ-СД

Дальность пуска варианта “Э” – до 110 км. Масса боевой части – 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

3. РВВ-МД.

Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска – до 40 км. Масса боевой части 8 кг.

Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет».

4. Х-38МЛЭ.



Относится к модульным управляемым ракетам малой дальности. За счет использования различных типов систем наведения и различных боевых снаряжений обеспечиваются расширенные боевые возможности при действиях по широкому спектру наземных целей, а также надводных целей в прибрежной полосе.

Х-38МЛЭ – инерциальная + полуактивная лазерная
Х-38МАЭ – инерциальная + активная радиолокационная
Х-38МТЭ – инерциальная + тепловизионная
Х-38МКЭ – инерциальная + спутниковая навигация

Первые три типа могут снаряжаться боевым оснащением с осколочно-фугасной или проникающей боевой частью. Х-38МКЭ – кассетная боевая часть
Дальность пуска от 3 до 40 км

5. Х-58УШКЭ.

Противорадиолокационная ракета. Что это такое? Выпускаем её в любой наземный локатор, и она идёт на цель по лучу того же локатора. Причём если локатор даже выключат, она его уже не потеряет.

Обеспечивается применение ракеты как по запрограммированным РЛС-целям, так и по целям, оперативно обнаруженным системой целеуказания ПАК ФА. Максимальная дальность пуска (в диапазоне высот носителя от 200 м до 20 км) составляет 76 – 245 км. Вероятность попадания ракеты в круг радиусом 20 м, в центре которого находится работающая РЛС – не менее 0,8. Боевая часть – фугасная, масса 149 кг. Стартовая масса ракеты – 650 кг.

Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие – так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб… можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми – достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен…
И хотя такое оружие давно исследуют и производят во многих странах, но афишировать конкретные серийные образцы не любят, предпочитая рассказывать о теории его применения. Но всё это было лирическое отступление, будет ли подобное на ПАК ФА – не знаю.

6. КАБ-500С-Э, Корректируемая авиационная бомба


Масса – 560 кг (в т.ч. 195 кг – масса ВВ). Высота сброса от 500 м до 5 км. Точность наведения на цель (Екво) 7 – 12 м. Боевая часть – фугасная.

Вероятно, это не полный список оружия, пишут о различных 14 типах вооружения, но пока решили снять секретность только с этого. Впрочем, кое-где упоминается и противокорабельная ракета Х-35.

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Оружие – это хорошо, но чтобы им куда-то попасть, нужны разнообразные и сложные прицельные устройства, времена обычного перекрестия давно прошли. На ПАК ФА применена так называемая «умная обшивка», когда все антенны со всех сторон самолёта сводятся в единый комплекс. Что же там есть?

Главная часть, конечно, носовая АФАР, в которой 1522 приёмо-передающих модуля (У Рэптора – 1200). Две АФАР бокового обзора. Две АФАР в носках крыла. Две АФАР L-диапазона в предкрылках. Это дециметровый диапазон (где-то от 15 до 30 см), стелсы в нём видны хорошо, хотя точность и похуже, чем в сантиметровом. Но главное – лётчик предупреждён, цель видит, а дальше – проблемы ракеты РВВ-БД, у которой достаточно своих систем наведения, и при сближении её с целью видеть она будет всё точнее и увереннее. У Рэптора подобной дециметровой РЛС нет, и в обозримом будущем не предвидится. Конечно, лучше сблизиться до 120 км – дальности пуска ракеты Рэптора, там всё будет гораздо вернее: там Рэптор увидит уже и обычная РЛС, и, скорее всего, даже оптическая система.

Об остальных антеннах предпочитают молчать, хотя наверняка есть антенна сзади, ведь она появилась ещё на некоторых версиях Су-27. На нём же часть ракет могла подвешиваться «задом наперёд». Сюрприз для догоняющего тебя противника.

Кроме РЛС типа Н-036, есть оптическая многоканальная система кругового обзора ОЛС-50, способная видеть днём и ночью, и даже в ультрафиолетовом диапазоне. Её данные тоже не раскрываются.

Разумеется, есть и нашлемная система целеуказания, и многое другое, но так как секретность в нашей стране традиционно выше, чем в США, что хорошо, то многие данные до сих пор неизвестны. Остальные подробности – на видео:



Ну а вот так летать – не способен никакой Рэптор!


  • Skst
  • 93
  • Есть метка на карте
  • 16
    MiG-42MFI MiG-42MFI
    24.06.1315:53:00
    Попробую разобрать сей опус онолитега.
    1. Заглавное изображение-американский истребитель-бомбардировщик FB-22, разработка которого закрыта в начале 90-х годов. Его рисунки выдавали за ПАК ФА на известном сайте братьев Николаевых.
    2
    А потому, когда в 1998 году конструкторы опять получили техническое задание на разработку истребителя пятого поколения (по своим требованиям оно не слишком отличалось от прежнего), у них уже были готовые варианты эскизных проектов в каждом КБ.

    Постановление о начале программы И-90 (истребитель 90-х годов) вышло в 1983 году. Постановление о разработке ПАК ФА вышло в 2002 году.
    На 1998 год истребителем пятого поколения виделся МиГ 1.44, и замена как раз понадобилась после закрытия этого проекта в 2000 году.
    Никакой конкуренции, разумеется, в 2002 году тоже не было, потому что КБ МиГ прекратило существование как самостоятельная структура в 1999 году, а КБ Яковлева своего проекта истребителя уже не предлагало.
    3
    И опять решили, что на роль ЛФИ может подойти МиГ-35, вариант вертикалки отложили на будущее

    Тем не менее ЛМФИ в разработке, а МиГ-35 в запланированном виде так и не появился (оставшись МиГ-29К).
    4
    Специалисту-аэродинамику это видно сразу, но и любому интересующемуся это очевидно, особенно если сравнить два самолёта при виде сбоку: коротенький, с огромными килями Рэптор, и плоский, длинный ПАК ФА. Далее рассмотрим отличия подробнее.

    Очевидно, что оба самолёта имеют общие черты, характерные для пятого поколения истребителей, а именно: крылья дельтавидной формы, "разваленное" двойное вертикальное оперение, сглаженные обводы фюзеляжа, несколько внутренних отсеков для размещения вооружения.
    5
    От плоского сопла отказались в пользу сверхманёвренности.

    Это не совсем так, а вернее, совсем не так.
    Смотрим рисунок из патента 2009 года

    Предположительно, на двигателе второго этапа должно быть именно такое сопло.
    6
    Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство – радар-блокер.

    Там нет никаких S-образных каналов

    С ними экспериментировали на С-37, но по итогам решили использовать радар-блокеры, подобные применяемым на боинговских X-32, "Супер Хорнете" и "Сайлент Игле".
    7
    Сейчас ПАК ФА летает на одной из модификаций двигателей АЛ-41Ф. Тяга у них меньше, чем у тех, которые сейчас испытываются и будут устанавливаться штатно, но все требования к пятому поколению выполняются даже с ними.

    1) АЛ-41Ф1 являются штатными двигателями (а не сугубо временным решением, как АЛ-21Ф на Т-10).
    2) АЛ-41Ф1 НЕ является модификацией двигателя АЛ-41Ф для истребителя МиГ 1.44, несмотря на сходство индексов.
    3) Двигатель второго этапа на данный момент существует в виде ТТЗ и проектов "Сатурна" и "Салюта", и по словам генконструктора Т-50 Давиденко, КБ Сухого ожидает его в районе 2020 года.
    8
    Хотя экономичность российских двигателей превзошла американские, уже начиная с пары Су-27 и Ф-15.

    Превосходство в дальности Су-27 над F-15 достигнуто в 1,5 раза большими топливными баками, а не экономичностью двигателей.
    9
    нутренних отсеков для бомб и ракет – два, их длина свыше 5 метров каждый. Туда можно «спрятать» от 6 до 12 бомб или ракет.

    Отсеков-4, внутренних точек подвески-6 (2+2+1+1). В перспективе возможно появление УРВВ с уменьшенным размахом рулей, что позволит довести их количество в большом отсеке до 3, как на серийных F-22.
    Предположения о размерах отсека на данный момент базируются на габаритах УРВЗ Х-38М (4200x400x400 мм), которая должна туда помещаться, но 5 метров там явно нет.
    10
    Потом появились бортовые локаторы, или, точнее, радиолокационные станции перехвата и прицеливания, а с ними – и радиоуправляемые ракеты.

    Первая в мире УРВВ Ruhrstahl X-4 имела управление по проводам, появишиеся в середине 50-х серийные УРВВ как тепловое ("Сайдуиндер"), так и радиокомандное ("Спэрроу", "Файрфлэш", К-5) наведение.
    11
    Основное оружие – РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности.

    Изделие 810 НЕ является основным вооружением. Кроме того, под РВВ-БД обычно подразумевается экспортная Р-37, родственная, но значительно отличающаяся ракета.
    12
    Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км.

    Закупки AIM-120D ВМФ и ВВС США начаты в 2011 году.
    13
    равда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: “Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM”. Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах.

    Не у американцев, а у финнов, и речь шла про проблемы с новыми двигателями ракет в поставленной ими партии. Отзывы целых партий УРВВ были много у кого, но это не даёт основания говорить, что та же Р-27 не летает не попадает.
    14
    Дальность пуска варианта “Э” – до 110 км. Масса боевой части – 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

    Предположительная дальность УРВВ Изделие 180 и Изделие 180ПД составляет 150 и 250 км соотвественно. Под РВВ-СД опять же, обычно подразумевается экспортное изделие 170 (Р-77М).
    15
    Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска – до 40 км. Масса боевой части 8 кг.

    Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет».

    Под РВВ-МД подразумеваются ракеты Изделие 760 и Изделие 300. Трёхканальная газодинамическая система управления и матричная ГСН у последней.
    Серийно системы защиты вроде "Президент-С" на истребители не ставятся в силу их крайне сомнительной ценности против современный УРВВ малой дальности, а не старых ПЗРК.
    16
    Х-38МЛЭ

    Х-58УШКЭ

    КАБ-500-С-Э

    Вроде не экспортный вариант обсуждаем.
    17
    Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие – так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
    Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб… можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми – достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен…

    Речь идёт об американском суббоеприпасе BLU-114/B, более известном, как "графитовая бомба". Использовался в Ираке и Югославии для выведения из строя электросетей, эффективность против военной техники изначально была очень сомнительной в силу маломощности и однократно.
    Часть перечисленных эффектов дают мощные станции РЭБ, в частности известны случаи, когда на учениях истребители оказывались в непосредственной близости от самолёта РЭБ или стратегического бомбардировщика, включившего "глушилку"-чуть более, чем всё БРЭО сразу отказывалось нормально работать.
    18
    Главная часть, конечно, носовая АФАР, в которой 1522 приёмо-передающих модуля (У Рэптора – 1200). Две АФАР бокового обзора. Две АФАР в носках крыла. Две АФАР L-диапазона в предкрылках.

    Антенны Н036Л L-диапазона располагаются именно в носках крыла, и используются для целей госопознования.
    19
    Об остальных антеннах предпочитают молчать, хотя наверняка есть антенна сзади, ведь она появилась ещё на некоторых версиях Су-27. На нём же часть ракет могла подвешиваться «задом наперёд». Сюрприз для догоняющего тебя противника.

    Установка РЛС заднего обзора предполагалась на Су-34, но не была реализована.
    Обратная подвеска ракет Р-73М - проект "Вымпела" начала 90-х годов для самообороны бомбардировщиков и штурмовиков, не пошёл дальше испытательных пусков.
    20
    Разумеется, есть и нашлемная система целеуказания, и многое другое, но так как секретность в нашей стране традиционно выше, чем в США, что хорошо, то многие данные до сих пор неизвестны.

    Проекционный шлем ЗШ-10 не является секретом уже несколько лет
    • 4
      Нет аватара Zampolit
      24.06.1318:40:40
      Ну вот пришел лесник и всех разогнал     большой плюс за инфу
    • -2
      Нет аватара ministra_magi
      24.06.1323:37:36
      Юрий Игоревич назовите хотя бы один аргумент, почему мы должны верить вашим бредням.
      Вы реально считаете, что здесь одни бараны, а писать подобное прикольно? Это не так.
    • -1
      Нет аватара Realist79
      26.06.1315:22:43
      MiG-42MFI, спасибо за толковый разбор "статейки".

      От себя добавлю лишь то, что:

      1) ПЧН - ровно также плохо сказывается на малозаметности, как и классическое ПГО.
      2) При проектировании ПАК ФА, основной упор делался на ЛТХ, малозаметность шла по остаточному принципу - там где она не ухудшала ЛТХ. Этим и обуславливается наличие довольно вредных для малозаметности прямых регулируемых ВЗ, и ПЧН.
      3) БРЛС Рэптора имеет не 1200 ППМ, а 1500. И также, автор "забыл" сравнить удельную мощность на каждый ППМ - у западных образцов она традиционно выше.
      4) УРВВ ближнего боя с двудиапазонными ГСН - это уже архаика, они были фронтиром в конце80-х, начале 90-х, но не во втором десятилетии XXI-го века. Нынешний фронтир таких УРВВ - это матричные ИК ГСН, которые на порядок помехозащищенней двухдиапазонных ИК/УФ ГСН.
      5) Плоские сопла Рэптора сконструированы подобным образом для обеспечения РАДИОЛОКАЦИОННОЙ, а не тепловой заметности - поэтому непонятно, что автор хотел доказать, приведя видеоролик тепловой сигнатуры Рэптора в контексте его плоских сопел.
      6) Непонятно, откуда автор взял данные по взлетному весу, дальности и макс.весу топлива ПАК ФА. Впрочем, понятно, что это все неофициальные домыслы и слухи, а не официальная, и тем более проверенная информация, которой стоит доверять.
      7) Автор исподволь отрицает наличие сверхманевернности у Рэптора, вбрасывая тезис о том, что сверхманевренность - якобы черта ПАК ФА, далеающая его отличным от Рэптора. Рэптор - тоже сверхманевренный самолет, обеспечивающий управляемость на всех критических и закритических режимах полета.
      8) АФАР L-диапазона на ПАК ФА - служит вовсе не для обнаружения малозаметных самолетов. Она служит для:
      -надежного гос.опознавания целей на больших дальностях
      -радиоэлектронного перехвата и постановки помех средствам связи и каналам обмена данными - таким, как американский тактический протокол обмена данными - Link-16.
      • -1
        Нет аватара icyborn
        27.06.1322:19:52
        Нынешний фронтир таких УРВВ - это матричные ИК ГСН

        Изделие 300, оно же К-МД. По графику должно быть готово как раз когда Т-50 сможет начать испытания на применения оружия.
        Плоские сопла Рэптора сконструированы подобным образом для обеспечения РАДИОЛОКАЦИОННОЙ, а не тепловой заметности

        Yeap. Сопла F-117A обеспечивали снижение тепловой заметности, но для истребителя такое решение неприемлемо.
        • -1
          Нет аватара Realist79
          28.06.1300:53:52
          Изделие 300, оно же К-МД. По графику должно быть готово как раз когда Т-50 сможет начать испытания на применения оружия.

          А при чем тут изделие 300, если речь в статье шла об ИК/УФ ГСН РВВ-МД??? Собственно, статью я и прокомментировал, указав на то, что такая ГСН не то что не является чем-то особенным, а даже современным.

          А вот насчет изделия - лучше поговорим, когда оно появится "в железе".

          Yeap. Сопла F-117A обеспечивали снижение тепловой заметности, но для истребителя такое решение неприемлемо.

          Вы заблуждаетесь, как впрочем и очень-очень многие другие - снижение тепловой заметности F-117A обеспечивали не плоские сопла(они-то как раз РЛ-заметность обеспечивали, как и в F-22), а слотовые ЭВУ в выходном тракте этих сопел. Принцип действия практически тот-же, что у ЭВУ современных вертолетов - тепловая заметность снижалась за счет смешивания забортного воздуха с истекающими из выходного тракта движка газами.

          И повторюсь, плоские сопла F-22 - никакого отношения к снижению тепловой заметности не имеют и ее никак не обеспечивают. Их задача - снижение заметности только в РЛ-диапазоне, в ЗПС.
    • 1
      Skst Skst
      30.06.1304:29:24
      Владимир Зыков
      Известный сайт "Сделано у нас" перепостил мою статью "Истребители. Пятое поколение: ПАК ФА", за что ему и спасибо. При этом заменил часть "картинок" на более подходящие на его взгляд, но, к сожалению, убрал (или не смог вставить) видео с новой эффектной фигурой "блинчик" (она так называется потому, что возникает ассоциация с камнем, пущенным по воде), хотя подпись к видео зачем-то оставил.

      Комментариев, в том числе и истеричных, к статье немало. Все разбирать не буду, отвечу на один, самый длинный и самый подлый. И только потому, что его поблагодарили за комментарий, поверив этой пурге. Замечу только (это о другом комментарии), что утверждение, будто у всех наших истребителей обязательно нечётное обозначение, а у остальных самолётов - чётное, давно устарело. Как вам "истребитель" Ан-225 "Мрия"? А истребитель Су-30?    

      Ну, это мелочь, ладно. А теперь к делу. Автор использует приём, о котором я уже писал в статье "Истребители. Пятое поколение. Ответы": процитировать кусочек статьи и дальше писать заумный текст, не имеющий отношения к цитате. Ещё один приём - цепляться ко всем мелочам, спасибо, что хоть грамматические ошибки не начал выискивать     Правда, он явно не читал всех статей цикла, а то бы прочёл следующее: "Я в самом начале цикла писал, что буду стараться избегать сложной терминологии, стремясь объяснить суть читателям, не авиаторам. И разумеется, при этом упрощения неизбежны. Но. К первым трём статьям, которые касаются общих вопросов, нет практически никаких претензий, хотя из-за сознательных упрощений там при желании есть к чему прицепиться. А вот стоило только задеть священную для некоторых корову – США – как тут же и понеслась    "

      Добавлю, что "герой" этот, скрывающийся под "патриотическим", хоть и безграмотным ником "MiG-42MFI" (самолёт назывался МиГ 1.42) живёт, тем не менее, в Калгари, Канада. Не иначе украинский свидомит    

      Итак, его текст синим (мои цитаты из статьи, которые он даёт - в кавычках, тоже синим), мои комментарии - коричневым:

      Попробую разобрать сей опус онолитега.
      1. Заглавное изображение-американский истребитель-бомбардировщик FB-22, разработка которого закрыта в начале 90-х годов. Его рисунки выдавали за ПАК ФА на известном сайте братьев Николаевых.

      Картинка не моя. У меня в заголовке - фото ПАК ФА Сергея Чайковского.

      2
      "А потому, когда в 1998 году конструкторы опять получили техническое задание на разработку истребителя пятого поколения (по своим требованиям оно не слишком отличалось от прежнего), у них уже были готовые варианты эскизных проектов в каждом КБ".
      Постановление о начале программы И-90 (истребитель 90-х годов) вышло в 1983 году. Постановление о разработке ПАК ФА вышло в 2002 году.

      Спасибо за информацию, я этого не знал, хотя писал об этом в предыдущих статьях цикла    

      На 1998 год истребителем пятого поколения виделся МиГ 1.44, и замена как раз понадобилась после закрытия этого проекта в 2000 году.
      Никакой конкуренции, разумеется, в 2002 году тоже не было, потому что КБ МиГ прекратило существование как самостоятельная структура в 1999 году, а КБ Яковлева своего проекта истребителя уже не предлагало.

      Ага, только микояновцы об этом не знают, и продолжают чего-то там разрабатывать     Кста, "КБ Су" входит в ту же ОАК, что и МиГ. Тоже, видать, не самостоятельная структура     Ссылками себя этот оппонент не утруждает, хотя и просили таких как он выше.

      3
      "И опять решили, что на роль ЛФИ может подойти МиГ-35, вариант вертикалки отложили на будущее"
      Тем не менее ЛМФИ в разработке, а МиГ-35 в запланированном виде так и не появился (оставшись МиГ-29К).

      Как это противоречит моим словам?

      4
      "Специалисту-аэродинамику это видно сразу, но и любому интересующемуся это очевидно, особенно если сравнить два самолёта при виде сбоку: коротенький, с огромными килями Рэптор, и плоский, длинный ПАК ФА. Далее рассмотрим отличия подробнее".
      Очевидно, что оба самолёта имеют общие черты, характерные для пятого поколения истребителей, а именно: крылья дельтавидной формы, "разваленное" двойное вертикальное оперение, сглаженные обводы фюзеляжа, несколько внутренних отсеков для размещения вооружения.

      Спасибо, капитан Очевидность!     Я бы сильно удивился, если бы хоть один из этих самолётов не содержал черт, характерных для пятого поколения. Как это противоречит тексту? Никак. Тогда зачем комментарий? Запудрить мозги читателям, якобы он же возразил чего-то там!    

      5
      "От плоского сопла отказались в пользу сверхманёвренности".
      Это не совсем так, а вернее, совсем не так.
      Смотрим рисунок из патента 2009 года

      Предположительно, на двигателе второго этапа должно быть именно такое сопло.

      Патентов, и даже экспериментов в железе было много. Плоское сопло ставили и в одной из версий Су-47. Но такое сопло - отказ от сверхманёвренности, и свои предположения этот "онолитег" (его же словами) может оставить при себе.

      6
      "Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство – радар-блокер".
      Там нет никаких S-образных каналов

      С ними экспериментировали на С-37, но по итогам решили использовать радар-блокеры, подобные применяемым на боинговских X-32, "Супер Хорнете" и "Сайлент Игле".

      Мой текст полностью: "Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство - радар-блокер". То бишь, подленький дешёвый приём - выдернуть из контекста.

      7
      "Сейчас ПАК ФА летает на одной из модификаций двигателей АЛ-41Ф. Тяга у них меньше, чем у тех, которые сейчас испытываются и будут устанавливаться штатно, но все требования к пятому поколению выполняются даже с ними".
      1) АЛ-41Ф1 являются штатными двигателями (а не сугубо временным решением, как АЛ-21Ф на Т-10).

      Спасибо за "уточнение". Где у меня написано, что это сугубо временное решение?

      2) АЛ-41Ф1 НЕ является модификацией двигателя АЛ-41Ф для истребителя МиГ 1.44, несмотря на сходство индексов.

      АЛ-41Ф1, он же "Изделие 117" - разработан на базе и АЛ-41Ф, и АЛ-31Ф. Я должен грузить неподготовленных читателей всеми этими подробностями? Нафига?

      3) Двигатель второго этапа на данный момент существует в виде ТТЗ и проектов "Сатурна" и "Салюта", и по словам генконструктора Т-50 Давиденко, КБ Сухого ожидает его в районе 2020 года.

      Работа идёт по плану: "Завершен второй этап создания двигателя для истребителя Т-50"

      8
      "Хотя экономичность российских двигателей превзошла американские, уже начиная с пары Су-27 и Ф-15".
      Превосходство в дальности Су-27 над F-15 достигнуто в 1,5 раза большими топливными баками, а не экономичностью двигателей.

      Лишь бы обосрать бывшую родину, выслужиться перед новыми хозяевами. Ну что за холуйство? Или командуют что-то типа: "Бобик, служить!"? Или денег дают?    

      АЛ-31Ф, двигатель Су-27. Удельный расход
      крейсерский режим 0,67 кг*кгс/час
      на режиме полный форсаж 1,92 кг*кгс/час

      F110-GE-400, двигатель части модификаций F-15
      Удельный расход топлива:, (кг/ч)/кгс
      на нефорсированном режиме 0,69
      на форсированном режиме 1,95
      На прежних двигателях F100-PW-100 экономичность, мягко говоря, не лучше.

      9
      нутренних отсеков для бомб и ракет – два, их длина свыше 5 метров каждый. Туда можно «спрятать» от 6 до 12 бомб или ракет.
      Отсеков-4, внутренних точек подвески-6 (2+2+1+1). В перспективе возможно появление УРВВ с уменьшенным размахом рулей, что позволит довести их количество в большом отсеке до 3, как на серийных F-22.
      Предположения о размерах отсека на данный момент базируются на габаритах УРВЗ Х-38М (4200x400x400 мм), которая должна туда помещаться, но 5 метров там явно нет.

      Об этом можно спорить до хрипоты и мордобоя, всё равно официальных данных нет, а длину в 5,1 метра я тоже не сам придумал. "как на серийных F-22" особенно умиляет    

      10
      Потом появились бортовые локаторы, или, точнее, радиолокационные станции перехвата и прицеливания, а с ними – и радиоуправляемые ракеты.
      Первая в мире УРВВ Ruhrstahl X-4 имела управление по проводам, появишиеся в середине 50-х серийные УРВВ как тепловое ("Сайдуиндер"), так и радиокомандное ("Спэрроу", "Файрфлэш", К-5) наведение.

      И что? Без этой информации о ракетах, управляемых по проводам (пытаюсь представить    ) статья о ПАК ФА неполноценна?    

      11
      "Основное оружие – РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности".
      Изделие 810 НЕ является основным вооружением. Кроме того, под РВВ-БД обычно подразумевается экспортная Р-37, родственная, но значительно отличающаяся ракета.

      Для особо въедливых как раз писал: "ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти". Но канадский чукча не читатель    

      12
      "Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км".
      Закупки AIM-120D ВМФ и ВВС США начаты в 2011 году.

      И что? А в каком году проведены доработки Ф-22 по Инкремент 3.2?

      13
      "равда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: “Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM”. Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах".
      Не у американцев, а у финнов, и речь шла про проблемы с новыми двигателями ракет в поставленной ими партии. Отзывы целых партий УРВВ были много у кого, но это не даёт основания говорить, что та же Р-27 не летает не попадает.

      Ну-ну. "Журнал "Jane's Defence Weekly" опубликовал статью Robert Hewson "Rocket motor mystery continues to halt AMRAAM deliveries" о том, что выявившиеся проблемы с твердотопливным двигателем основной американской авиационной ракеты средней дальности класса "воздух-воздух" Raytheon AIM-120C AMRAAM привели к тому, что эти ракеты около двух лет не поставляются военной авиации США, и решения проблемы пока не найдено.

      Проблемы были выявлены при испытании используемых в AMRAAM твердтопливных двигателей производства компании АТК в условиях "обычных" холодных температур... В связи с проблемами с двигателями ATK, Raytheon решила прибегнуть к установке на AMRAAM альтернативного типа двигателей производства норвежской компании Nаммо Raufoss". Фирма АТК - финская? Не американская, нет? Глазам не верить? Гы-гы.

      14
      Дальность пуска варианта “Э” – до 110 км. Масса боевой части – 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.
      Предположительная дальность УРВВ Изделие 180 и Изделие 180ПД составляет 150 и 250 км соотвественно. Под РВВ-СД опять же, обычно подразумевается экспортное изделие 170 (Р-77М).

      Ещё раз, для особо упоротых: "Обратите внимание: ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти. Как видим, для себя делается гораздо лучше".

      15
      "Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска – до 40 км. Масса боевой части 8 кг.

      Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет»".
      Под РВВ-МД подразумеваются ракеты Изделие 760 и Изделие 300. Трёхканальная газодинамическая система управления и матричная ГСН у последней.
      Серийно системы защиты вроде "Президент-С" на истребители не ставятся в силу их крайне сомнительной ценности против современный УРВВ малой дальности, а не старых ПЗРК.

      Ну-ну.

      16

      Х-38МЛЭХ-58УШКЭ
      КАБ-500-С-Э
      Вроде не экспортный вариант обсуждаем.

      Третий раз цитировать?    

      17
      Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие – так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
      Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб… можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми – достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен…
      Речь идёт об американском суббоеприпасе BLU-114/B, более известном, как "графитовая бомба". Использовался в Ираке и Югославии для выведения из строя электросетей, эффективность против военной техники изначально была очень сомнительной в силу маломощности и однократно.
      Часть перечисленных эффектов дают мощные станции РЭБ, в частности известны случаи, когда на учениях истребители оказывались в непосредственной близости от самолёта РЭБ или стратегического бомбардировщика, включившего "глушилку"-чуть более, чем всё БРЭО сразу отказывалось нормально работать.

      Гугль в помощь. Обосрать графитом изоляторы высоковольтных линий и вывести из строя электронику мощным электромагнитным импульсом - ну совсем одинаково! Не позорился бы, парень!

      18
      Главная часть, конечно, носовая АФАР, в которой 1522 приёмо-передающих модуля (У Рэптора – 1200). Две АФАР бокового обзора. Две АФАР в носках крыла. Две АФАР L-диапазона в предкрылках.
      Антенны Н036Л L-диапазона располагаются именно в носках крыла, и используются для целей госопознования.

      Восхитительная пурга. Скажите, а зачем нужна АФАР для системы госопознавания? А почему для этих же целей не годится та же БРЛС? А в каких диапазонах работают системы опознавания на самолётах, кораблях и наземном оборудовании? А почему нельзя для целей опознавания обойтись обычными антеннами, как всегда и было? В какой мурзилке вы этот бред вычитали?

      19
      "Об остальных антеннах предпочитают молчать, хотя наверняка есть антенна сзади, ведь она появилась ещё на некоторых версиях Су-27. На нём же часть ракет могла подвешиваться «задом наперёд». Сюрприз для догоняющего тебя противника".
      Установка РЛС заднего обзора предполагалась на Су-34, но не была реализована.
      Обратная подвеска ракет Р-73М - проект "Вымпела" начала 90-х годов для самообороны бомбардировщиков и штурмовиков, не пошёл дальше испытательных пусков.

      Как насчёт Су-35? А ничё, что я не говорил о серийных версиях?

      20
      Разумеется, есть и нашлемная система целеуказания, и многое другое, но так как секретность в нашей стране традиционно выше, чем в США, что хорошо, то многие данные до сих пор неизвестны.
      Проекционный шлем ЗШ-10 не является секретом уже несколько лет

      И шо?    
      Подводя итоги, воспользуюсь словами Папаши Мюллера (с): "Ты мудак, сынок!"     Только время отобрал.

       http://cccp-revivel.blogs...pak-fa-razbor-poleta.html 
      • 0
        Нет аватара Realist79
        04.07.1316:33:36
        Запостил там, размещу и здесь. Да, и вранья у него там, как и прежде - валом. Это лишь то, что первым встретилось и бросилось в глаза.

        И опять вы наврали с три короба. Я был тем, кто поблагодарил пользователя МИГ-42МФИ, и я еще более убедился, что из вас двоих - он куда лучше владеет темой.

        Наврали много, но навскидку отмечу лишь одно:
        1) F-110-G400 НИКОГДА не устанавливался на F-15. Это двигатель служивший для ремоторизации F-14 и для возможной ремоторизации F-16.

        2) Основной движок F-15C/D - движки серии F100 серий 200/220/229 от Pratt&Witney, а вовсе не F-110 от General Electric. Удельный расход топлива для них:

        На максимале - 0.74кг/кгсч
        На форсаже - 1,94кг/кгсч(2,05 для 229 серии)

        3) У АЛ-31Ф удельный расход топлива НА МАКСИМАЛЕ, а не в крейсерском режиме, который вы лукаво указали вместо максимала для нашего движка, и "забыли указать" для американского - 0,75кг/кгсч, на форсаже - 1,92кг/кгсч

        4) Вот и выходит, что имея равный расход топлива, американские движки имеют большую на 3-5% бесфорсажную тягу. И форсажную тоже, хотя там удельный расход у них несколько увеличивается.
        • Комментарий удален
          • 0
            Нет аватара Realist79
            04.07.1321:36:14
            Так как автор той сказки про ПАК ФА, впрочем ожидаемо - оказался не только лжецом, но и трусом, который избежал прямого диспута путем банального и трусливого блокирования меого эккаунта в его ЖЖ = я продолжаю свои комментарии и разоблачения его баек тут.

            1) Даже если забыть об F100-PW-229, и то что F110-GE-400 никогда не поставлялся для амерканских F-15, а только для обрезанных версий экспортных F-15...

            General Electric F110-GE-400:
            Тяга, максимал/форсаж - 10500/12500кгс
            Удельный расход, максимал/форсаж - 0,69/1,95

            Pratt & Whitney F100-PW-220:
            Тяга, максимал/форсаж - 8068/13219кгс
            Удельный расход, максимал/форсаж - 0,76/1,94

            АЛ-31Ф:
            Тяга, максимал/форсаж - 7600/12500
            Удельный расход, максимал/форсаж - 0,75/1,92

            Отношение тяги к расходу - сами прикините? Или таки вам и в этом помочь? Даже обрезанная экспортная версия - выигрывает у движка для наших собственных ВВС - в основном и самом важном показателе - тяга на макимале/расход. Версия для F-15 ВВС США - выигрывает и на максимале, и на форсаже.

            И вот именно вы - учите мат.часть.

            2) Не надо врать, пытаясь выдать "Military thrust" за крейсерский режим движка - это именно МАКСИМАЛ. Максимал - это и есть основной боевой режим, а вовсе не крейсерский, который вы пытались подтасовать к бесфорсажному максималу американских движков.

            3) Вы ни черта не подтвердили, ибо подтасовали ТТХ и движки.

            4) "удельный расход - он на то и удельным назывется, что позволяет сравнить расход топлива на единицу тяги, без всяких этих многословных рассуждений для запудривания то ли читателей, то ли самого себя" - вот именно, что удельный. И при равном удельном расходе, тяга американских движков для американских самолетов - ВЫШЕ.

            5) Вы продолжаете упорно врать насчет назначения АФАР L-диапазона. Все ваши домыслы и подтасовки насчет "других назначений" - в реальности обзначают лишь то, о чем я писал ранее и что подтверждено самим производителем. Все же ваши "факты" - просто очередные вымыслы и бред, замешанные на ваших желаниях и куцых знаниях по теме.

            Поэтому, советую вам прекратить врать и выдумывать.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,