Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

Разоблачение околовоенных сенсаций

 

Жанр сенсаций и разоблачений в прессе неискореним. Конечно, сейчас публика перестала верить новостям о гигантских крысах в метро и крокодилах в канализации. Наверное, поэтому спросом стали пользоваться разоблачения в сфере обороноспособности и безопасности. Попробуем разобраться в некоторых сенсациях последнего времени.



"Известия" опубликовали статью "Модернизируемый МиГ-31 обвинили в близорукости". Статья имеет многообещающий вывод о том, что радиолокационная станция (БРЛС) самолёта МиГ-31, который как раз сейчас модернизируется до уровня МиГ-31БМ, "видит в три раза хуже американских радаров". Рассуждения статьи сводятся к тому, что МиГ-31 в столкновении с малозаметным американским F-22 окажется неэффективен, и будет представлять собой лёгкую добычу. Посмотрим, так ли это?

Главный аргумент статьи звучит следующим образом: "В сантиметровых диапазонах, на которых работает большинство отечественных РЛС, «невидимок» обнаружить нельзя, требуются дециметровые, а ещё лучше метровые диапазоны. В России столь острое зрение дано только наземным радарам, а вот в США ими оснащаются и стационарные, и воздушные, — отметил эксперт."

Итак, начнём с того, что БРЛС метрового или дециметрового диапазона нет ни на одном истребителе мира, включая хвалёный "Раптор" F-22. Дело в том, что подобная станция должна иметь антенну слишком большого диаметра, чтобы разместить её на истребителе. И здесь "эксперт" действительно делает необходимую оговорку, что "метровыми являются радары E-2D Advanced Hawkeye", забыв сообщить, что E-2D -- это не истребитель, а флотский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), большой самолёт с вращающимся обтекателем антенны "на спине". Причём РЛС AN/APY-9 его последней модификации (E-2D) работает в диапазоне от 300 МГц до 3 ГГц, то есть дециметровом/сантиметровом. Сантиметровый режим работы РЛС нужен для обнаружения малоразмерных целей на фоне земной и морской поверхности.

Так уместно ли сравнивать истребитель со специализированным самолётом дальней радиолокации и управления? Оказывается, да. Только надо вспомнить, что МиГ-31 является частью комплекса ПВО и предназначен для тесного взаимодействия с наземными средствами обнаружения (в том числе и РЛС метровых рабочих диапазонов, для которых обнаружение самолёта, выполненного по технологии "стелс", не представляет затруднений). Его бортовое оборудование обеспечивает получение данных о целях от наземных автоматизированных систем управления "Рубеж-М", "Луч-2", "Воздух-М1" и других. А аппаратура передачи данных позволяет наводить на цель другие самолёты, что делает МиГ-31 подобием воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей даже других типов. Он может наводить на цель ракеты запущенные с других самолётов группы, сближающихся с противником в режиме радиолокационного молчания.

Таким образом, в гипотетическом столкновении с "Раптором" МиГ-31 будет иметь данные о противнике от наземных РЛС или самолётов ДРЛО А-50 задолго до выхода на дальность стрельбы. Впрочем, F-22 тоже будет получать данные от своих воздушных командных пунктов (пока они не будут сбиты). Только вот дальность пуска американской ракеты AMRAAM -- до 100 км, а МиГ-31 вооружён ракетами "воздух -- воздух" Р-33С или Р-37 с дальностью до 280 км, наведение которых возможно в полуактивном режиме с подсветом от внешних источников. Диаметр головки самонаведения Р-37 -- 380 мм, против 160 у AMRAAM, что обеспечивает ей большие возможности по уверенному захвату малозаметных целей (Р-37 создавалась как оружие против крылатых ракет). Таким образом, МиГ-31 может атаковать F-22 с более чем вдвое большей дистанции, даже не видя его (Р-37 выходит на цель по данным, загруженным в инерциальную систему, лишь на конечном участке включая полуактивное или активное самонаведение, на всей траектории возможна радиокоррекция, если цель активно маневрирует, пытаясь сорвать захват). Получается, что вместо тихого и незаметного подкрадывания "Раптор" вынужден будет уклоняться от атаки ещё до выхода на дальность пуска своих ракет.

Можно добавить, что раскритикованный бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ обеспечивает обнаружение на дальности до 320 км различных целей -- в том числе малозаметных, маловысотных крылатых ракет (КР) на фоне земной и морской поверхности, сопровождение до 24 целей с одновременным обстрелом шести из них на дальности до 280 км. Скорость обстреливаемых целей может составлять до М=6. Таким образом, сегодня МиГ-31 является единственным в мире серийным самолётом, способным эффективно бороться с малозаметными, маловысотными и высокоскоростными ракетами, являясь важнейшей частью системы ПВО. По текущей программе до уровня БМ будет модернизировано 60 самолётов.

Другая сенсационная новость касается закупок зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С1". Со ссылкой на неназванный источник в Главкомате Сухопутных войск (СВ), те же "Известия" сообщают, о том, что от "Панциря" уже якобы отказались, не удовлетворившись его характеристиками. Правда, не до конца поверив "источнику", автор всё же решил проверить информацию у разработчика. Директор КПБ Юрий Савенков, пояснил, что "по основным техническим и боевым характеристикам комплекса серьёзных вопросов у командования Сухопутных войск нет", однако заметив, что войска хотели бы комплекс не только на колёсной, но и на гусеничной платформе. Анатолий Цыганок прокомментировал информацию в том же ключе, сказав, что оснащение ПВО СВ ракетно-пушечными комплексами никто не отменял (они предусмотрены в оргштатной структуре бригадной ПВО). Попробуем разобраться и с этим.

Начнем с колёсной базы. В настоящий момент ЗРПК "Панцирь-С1" закупается для войск ПВО/ВКО на колёсной базе, поскольку в его задачи входит прикрытие комплексов большой дальности от воздушного нападения в ближней зоне. Это разумно, поскольку сами комплексы ПВО имеют колёсную базу. Между тем, потребность в таких комплексах имеется и у Сухопутных войск -- с той только разницей, что для сопровождения подразделений близко к переднему краю желательно иметь комплекс на гусеничном ходу, поскольку проходимость колёсного для этого недостаточна. Даже войсковой комплекс большой дальности С-300В имеет гусеничную платформу. В настоящий момент ближнюю оборону СВ обеспечивает ЗРПК "Тунгуска-М" -- также на гусеничном ходу. Она включена в текущую организационно-штатную структуру реформированных бригад. Однако её возможности уступают более новому "Панцирю", и желание СВ иметь последний на вооружении понятно. И у "Панциря" есть вариант на гусеничном шасси ГМ352М1Е (поставлялся на экспорт и выглядит так). Правда, сам комплекс заметно тяжелее "Тунгуски", особенно в варианте с новой станцией обнаружения целей S-диапазона, и я могу предположить, что по массогабаритным характеристикам для полной комплектации требуется шасси большой грузоподъёмности. Здесь надо заметить, что тяжёлая гусеничная платформа "Армата" станет основой и для зенитного комплекса поля боя. То есть никаких проблем с гусеничным шасси не будет, когда она появится. Но исключать желание СВ получить комплекс как можно раньше нельзя. Таким образом, проблема с базой для "Панциря", скорее всего имеется, о чём и сказал глава КПБ.

Что касается характеристик ЗРПК "Панцирь", то этот вопрос чуть сложнее. Источник "Известий" говорит, что "технические и боевые характеристики ЗРПК «Панцирь-С1» не соответствуют требованиям Сухопутных войск", расшифровав эти требования далее: "Ракета не способна поражать маневренные цели, сам комплекс громоздкий и не мобильный, что крайне важно для мотострелковых частей, есть вопросы к радиоэлектронной базе, — сообщил «Известиям» офицер, хорошо знакомый с ситуацией. Кроме того, он отметил, что в современной войне такие комплексы малой дальности бессильны против боевых самолетов, которые атакуют, не заходя в зону действия систем противовоздушной обороны, а против вертолетов противника гораздо эффективнее использовать переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) и стрелковое оружие".

Не стану комментировать сентенцию о поражении современных боевых вертолётов стрелковым оружием -- наверное, в определённых условиях можно даже камнем. Замечу только, что появление предшественницы "Панциря", "Тунгуски", явилось ответом на новую тактику американской армейской авиации. Сейчас атака противника вертолётами осуществляется с дальности около 10 км с предельно малых высот и с внешним целеуказанием (подсветом цели), что позволяет самому вертолёту находиться в зоне поражения ПВО не более 25 секунд. Время реакции стрелка с ПЗРК можно уменьшить, выдавая ему сигнал на приведение в боевую готовность с помощью комплекса управления, аналогичного внедряемому сегодня "Барнаул-Т". Однако ручное наведение ПЗРК и время, необходимое для захвата цели ГСН, всё равно недостаточно для противодействия скоротечной атаке. Эта задача осложняется в ночное время и в случае, если вместо вертолёта атаковать или вести разведку будет малозаметный беспилотный аппарат. Собственно, это и привело к появлению ещё в советских сухопутных войсках "Тунгуски", средства обнаружения и автоматизированное наведение которой, позволили уверенно бороться современными вертолётами.

По сравнению с "Тунгуской" возможности "Панциря" существенно выше. Средства его автоматизации практически исключают действия оператора, которые никак не ускоряют ни обнаружение, ни поражение цели. Обнаружение, захват, автоматическое сопровождение и поражение возможно в пассивном режиме радиолокационных средств -- только оптическими средствами, что увеличивает боевую живучесть комплекса. Практически впервые войска получили возможность бороться не только с носителями оружия (вертолётами и БПЛА), но и с самими средствами поражения. Конечно, не любыми, а только имеющими небольшие скорости -- крылатые ракеты и корректируемые авиабомбы, так популярные в мире, "Панцирю" вполне по силам. Например, на испытаниях имитатор скоростной ПКР "Гарпун" поражался на дистанции 9.4 км при высоте 24 м.

"Панцирь" не предназначен для борьбы с самолётами (здесь "источник", кажется, угадал), поскольку дальность его стрельбы действительно меньше той, на которой тактическая авиация применяет оружие. Также трудно предположить, что комплекс будет эффективен против высокоскоростных ракет, -- это задача для совсем других комплексов. Например, упомянутый в статье "Тор-М2" как раз и должен частично решать эту задачу. Если "источник" надеялся для сложнейшей, комплексной задачи защиты войск от высокоточного оружия (ВТО) обойтись каким-то "вундервафлем", в качестве которого он видел "Панцирь", то можно только удивляться, зачем для войсковой противоракетной обороны создаются сложнейшие, дорогостоящие комплексы ("Айрон Дом", "Пэтриот" PAC-3, THAAD) и почему Вооруженные Силы Советского Союза не обошлись "Тунгуской", тратя средства ещё и на создание "Тора" и С-300В. Разве не проще обойтись стрелковым оружием?

Ещё надо сказать, что в статье приведены характеристики первых образцов комплекса. Дальность стрельбы с появлением ракеты 57Э6Е (серийной для не экспортных "Панцирей"), давно доведена до 18 км, количество сопровождаемых целей -- до 40 при дальности обнаружения до 40 км. Комплекс продолжает совершенствоваться.

Можно сделать вывод, что если "источник" газеты "Известия" реален и озвучивал он не только личные рассуждения, то у сухопутных войск (по сравнению с ВКО) имелись завышенные ожидания от комплекса, и желание решить задачу войсковой ПРО с минимальными затратами. Кроме этого, если верна информация о претензиях к комплексу на существующем гусеничном шасси, то сухопутным войскам придётся ждать нового шасси, пока обходясь "Тунгуской". В этом случае уже не приходится говорить об отказе от комплекса -- только о задержке закупок для СВ (тем более, что поставка для ВКО и на экспорт продолжается). И уж тем более из этого не следует, что комплекс плох или не нужен войскам.

Ну, а читателю могу посоветовать критичней относиться к публикуемой информации. Может быть, тогда новости о никчёмности отечественного оружия, будут восприниматься не более убедительно, чем о крокодилах в канализации.

  • 0
    Evgenij Evgenij
    20.09.1207:28:30
    Ну, то расчетная, у МиГа она около 3600 К тому же миг, в числе прочих, делал Лозино-Лозинский, а это знак крутости)
    Отредактировано: Evgenij~07:38 20.09.12
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      20.09.1208:37:42
      На серийных МиГ-25 и МиГ-31 максимальная скорость ограничена 2,8 Махами(3000 км/ч) путём ограничения тяги двигателей. Известен полуофициальный рекорд скорости для МиГ-25,составляющий 3400 км/ч и достигнутый в 1971 году над Синайским полуостровом во время выполнения противозенитного маневра. Фонарь кабины после этого пришлось снимать ломом.
      К тому же миг, в числе прочих, делал Лозино-Лозинский, а это знак крутости)
      Лозино-Лозинский был генеральным конструктором МиГ-31 и высказывался о нём намного скромнее.
      • 0
        Evgenij Evgenij
        20.09.1209:19:01
        Глеб Евгеньевич был скромным мужчиной.
      • 0
        Нет аватара kerosene
        20.09.1217:22:44
        Не было там никаких ограничений тяги двигателей. МиГ-31 реально совершает динамический прыжок в стратосферу на высоту до 37-40 км где может развить скорость до 3700 км/ч. Его двигатели по параметрам работы сравнимы с прямоточниками. Один пилот МиГ-31 говорил, что если движки раскочегарить, то самолет начинает увеличивать скорость и остановить его становится очень трудно. Ограничение в 2,8М введено по причинам конструктивной прочности фонаря кабины, но при прыжке в стратосферу атмосфера становится более разряженной и аэродинамический нагрев несколько уменьшается, что позволяет развить скорость более 2,8М.
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          20.09.1223:04:13
          МиГ-31 реально совершает динамический прыжок в стратосферу на высоту до 37-40 км
          Пачиму рекорд до сих пор за МиГ-25? Нет, я не говорю, что 31 хуже 25, но настолько ли лучше что бы хотя бы официально 38км штурмануть?
          • 0
            MiG-42MFI MiG-42MFI
            20.09.1223:44:09
            Не за МиГ-25,а за рекордной машиной на базе Е-155М(МиГ-25М),известной как Е-266.
            • 0
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              20.09.1223:48:44
              Вы знаете серийные истребители-рекордсмены? Или знанием индексов решили блеснуть?
              • 0
                MiG-42MFI MiG-42MFI
                20.09.1223:55:37
                Ну,например,П-42 был переоборудован из вполне серийного Су-27УБ. Е-155М сильно отличается от МиГ-25,в первую очередь по двигателям,и ставить между ними знак равенства неправильно.
                • 0
                  d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                  21.09.1200:07:02
                  Итак, Вы назовете не переделанные боевые самолеты, поставившие рекорды или так и будете под дурочка косить? Что бы было понятнее себя же любимого     процитирую
                  Вы знаете серийные истребители-рекордсмены?
                  Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~00:10 21.09.12
                  • 0
                    MiG-42MFI MiG-42MFI
                    21.09.1208:36:16
                    Вы назовете не переделанные боевые самолеты, поставившие рекорды
                    "Старфайтеры",например. С них для установки рекордов скорости и высоты вообще ничего не снимали.
              • 0
                Нет аватара guest
                21.09.1200:02:01
                Ну, вообще-то он правильно говорит. Я эти рекорды (и эти индексы) тоже помню.
                • 0
                  d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                  21.09.1200:09:31
                  Он то правильно говорит, но тему не пойми куда уводит    
                  • 0
                    Нет аватара guest
                    21.09.1200:14:00
                    Ну-ну. В последнее время у мига адекватность повысилась. Он перестал сыпать лозунгами из методички и стал приводить реальные аргументы. Но все равно, терять классовую бдительность нельзя!
                    • 0
                      MiG-42MFI MiG-42MFI
                      21.09.1209:06:54
                      А некоторые несознательные товарищи даже стали ставить плюсы,что мне крайне не понравилось!
                      • 0
                        Нет аватара guest
                        21.09.1209:14:56
                        Да, безобразие. Палят контору =)
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          20.09.1223:52:06
          Пан Керосин,вы опять бредите? На серийных МиГ-25 и МиГ-31 не развивались скорости более 2,8 Маха(приборной),как и не совершалось подъёмов на высоту более 28-30 км. Ограничение на скорость существовало не только из-за фонаря кабины,ресурс всего планёра из-за огромных перепадов температуры слишком быстро расходовался.
        • 0
          Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
          13.10.1216:18:43
          Когда год назад я был в Хотилово, мне лётчики рассказывали, как создавался двигатель для МиГ-31. Гениально! Взяли 2 движка от Ил-76, добавили в них форсажную камеру и впендюрили в перехватчик! И дури в этих стальных птицах столько, что, по словам самих же лётчиков, машина может достичь скорости и в 4000 км\ч. Правда, лётчика при этом может поджарить в кабине или просто размазать по стеклу от диких перегрузок... А так машина просто уникальна - на долгие годы единственный в своём роде сверхскоростной серийный высотный перехватчик! Американцы так старались угробить его производство в Нижнем, когда его характеристики им стали известны хотя бы примерно! Жаль, что им это удалось. Правда, спасает то, что в боеготовом состоянии осталось около сотни машин, да ещё столько же в резерве.
          • 0
            MiG-42MFI MiG-42MFI
            16.10.1220:13:13
            Взяли 2 движка от Ил-76, добавили в них форсажную камеру и впендюрили в перехватчик!
            Д-30 всё-таки изначально был создан для гражданского лайнера Ту-134. И на МиГ-31 их стали устанавливать не потому,что они были лучшими,а потому,что банально дешевле в производстве,чем Р15БФ2-300.
            по словам самих же лётчиков, машина может достичь скорости и в 4000 км\ч.
            С фатальными последствиями для машины. Текущий рекорд скорости для всего семейства машин-3400 км/ч(установлен на МиГ-25Р в 1971 году над Синайским полуостровом во время выполнения противозенитного маневра).
            Жаль, что им это удалось.
            Технически производство МиГ-31 было закрыто из-за прекращения закупок ВВС РФ и отсутствия спроса за границей.
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      20.09.1208:40:48
      3600 км/ч это SR-71 и развивавшие её только по проекту XB-70 и Т-4.
      • 0
        Slava Slava
        20.09.1209:31:53
        Миг-31 2,82 М + Р-40 5М = 7, 82 М     блэкбёрд капут     как стоячего догонит!
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          20.09.1223:09:29
          Речь не про возможность поражения ракетой(на это были формально способны и менее скоростные самолёты,например МиГ-23П с ракетой Р-23),а про развиваемую максимально скорость. P.S. SR-71 обычно условно перехватывался МиГами на встречных курсах.
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        20.09.1219:35:34
        SR-71 то же залетает в стратосферу, чтобы набрать большую скорость.
    • 0
      Russia_Touristo Russia_Touristo
      20.09.1209:00:53
      А че не 500000000000000 км/ч ?
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,