Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

Тюмень - столица деревень?

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563155/

Что за богатый край сия Сибирь,
что за мощный край.
Потребны еще века, но, когда она будет заселена,
она предназначена играть большую роль
в анналах мира.
А.Н.Радищев

 Тюмень – административный центр Тюменской области, город основан в 1586 году.
Заложен воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года на месте древнего городища, столицы Тюменского ханства, находившейся рядом с татарским городом Чимги-Тура. В русских летописях XVI в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». Тумэн (тюмян) на тюркских языках означает «низовье реки», «низменность». Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в 10 тысяч человек племени. Название было взято русскими в качестве имени нового, первого в Сибири города.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563156/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563157/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563158/

 Тюмень - первый русский город в Сибири, поставленный казаками и землепроходцами, шедшими на восток, "за Камень" (Уральские горы). Путь им преграждало могучее Сибирское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды в конце XIV - начале XV века. Центром Сибирского ханства сначала было татарское поселение Чимги-Тура, но за 20 лет до Ериака город был покинут. В 1563 году власть в ханстве захватил хан Кучум, который начал совершать разорительные набеги на земли Приуралья, недавно вошелдшие в состав Русского государства. В 1570-е годы борьба с Кучумом вылилась в открытую войну. Для защиты новых земель власти стали вербовать отряды из казаков и иных "охочих" людей. Создал такой отряд и промышленник Строганов, чьи городки особенно страдали от татарских нападений. Возглавил отряд атаман Ермак, начавший поход против Кучума в 1581 году. Отряд был небольшим, чуть более 500 казаков и 300 примкнувших к ним "охочих" людей. Это не помешало ему уже в 1582 году нанести татарам серьёзное поражение. Ермак захватил город Кашлык, столицу Кучума. В Москву Ермак отослал грамоту о присоединении новой территории. Но война ещё продолжалась. В 1585 году Кучум сумел нанести казакам чувствительное поражение и вновь занять свою столицу. В битве погиб сам Ермак. Однако русское продвижение на восток было необратимым. Вскоре Кучуму пришлось отступить в степь. Из Москвы в Сибирь для "устроения новых земель" отправились воеводы.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563159/

 В 1586 году отряд стрельцов под командованием воевод Василия Сукина, Ивана Мясного и письменного головы Данилы Чулкова достигли развалин старинного покинутого татарского города Чинги-Тура. Рядом с ним решили заложить новую крепость. Место для неё выбрали удачно. Обрывистые берега реки Туры и её притока Тюменки создавали естественные оборонительные рубежи. Здесь же проходил Тюменский волок, часть древнего пути из Азии в Европу. Строительство крепости вели поспешно. Сперва вкопали плотно пригнанные друг к другу заострённые брёвна, потом сделали с южной стороны ров, насыпали земляной вал, а затем начали строить церковь, жилые дома, амбары. Рядом с крепостью строился небольшой посад, где жили служилые и просто "охочие" люди. Строительство Тюмени продолжалось несколько лет. По документам известно, что ещё в 1596 году воевода Григорий Долгорукий выплачивал деньги "за городское дело" (строительство). Вставшая на южной границе присоединённой территории Сибири Тюмень имела в первую очередь оборонное значение. Основными её жителями были "дети боярские, стрельцы, пешие и конные казаки", численность которых увеличивалась по мере роста военной опасности. На Тюмень возлагалась защита русских и татарских поселений от набегов степенных кочевников, продолжавшихся до середины XVII века.
Но Тюмень развивалась не только как военный город. В 1596 году последовало царское повеление привлекать в Сибирь для торговли бухарцев, оказывать им "ласковость и никаких пошли с них не брать". В Тюмень начали приходить торговые караваны, здесь селились купцы. Со временем Тюмень стала важным центром на торговом пути в Среднюю Азию, Персию, Китай.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563160/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563162/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563161/

 Со второй половины XVII века уже хлебопашество и скотоводство, ремесло и торговля определяли развитие Тюмени. К середине века сложился и архитектурный облик города. Центром его был кремль, вокруг разрослись посад, слободы, выросли монастыри. Как и все русские деревянные города, Тюмень несколько раз сгорела. Затем город возрождался. Вместо сгоревших построек возникали новые, их число росло. Город постоянно расширял свою территорию, его окружали всё новые слободы. К концу XVII века в Тюмени проживало уже около трёх тысяч человек.
К началу XVIII века Тюмень стала крупным центром ремесла. Ни в одном сибирском городе не была столько ярко выражена промышленная специализация. Уже в то время Тюмень прославилась искусной выделкой кож, производством обуви, мыла, костяных гребней. Очень ценились изделия тюменских кузнецов и литые тюменские дорожные колокольчики. Десятки кузниц обслуживали ямщиков и обозное движение через город. Богатые окрестные леса давали дешёвое сырьё деревообработчикам. Тюмень славилась строившимися здесь речными судами, мебелью, санями и массивными яркими дугами, сундуками, ящиками и всем тем, что обеспечивало транзитную торговлю запада и востока.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563163/

 С 1709 года Тюмень входила в состав Сибирской губернии, а в 1782 году стала уездным городом Тобольского наместничества. В XVIII веке в Тюмени началось каменное строительство. В 1728 году здесь построили новый мост через речку Тюменку длиной 176 метров, на посаде встали таможня, торговые ряды, шесть приходских церквей. К концу века в городе были возведены Успенская, Знаменская, Вознесенская, Воскресенская и Спасская церкви. Тогда же появились первые кирпичные постройки гражданского назначения: казённый винный подвал административные и частные здания. В XIX век Тюмень вошла основным центром обрабатывающей промышленности Западной Сибири, ремесленного производства и земледелия. Тюмень стала и главным пересыльным пунктом, через который шли на Тобольк и далее осуждённые на каторгу. сюда из Тобольска перевели единственное административное учреждение в Российской империи, регистрировавшее и распределявшее осуждённых по Сибири, - приказ о ссыльных. Через Тюмень с 1823 по 1889 год прошло около 800 тысяч арестантов, ссыльных и членов их семей. В конце века их отправляли на бражах и пароходах по 13 тысяч ежегодно.
Экономическое значение Тюмени ещё более возросло с открытием речного пароходства. В 1838 году здесь построили и спустили на воду первый в Сибири пароход. Он получил название "Основа", так как на предполагаемое название "Основатель" не хватило места. Первый рейс "Основа" совершил до Тобольска, положив начало судоходству в Сиибири. Расположенная у начала сибирского водного пути, Тюмень стала центром строительства и главной базой парового флота. Судостроительный завод Тюмени активно пополнял сибирское пароходство с новыми судами. По официальным данным за 1913 год из 190 пароходов, ходивших по рекам Сибири, 135 были построены в Тюмени. Грузооборот Тюменского порта в конце XIX века доходил до 230 тысяч тонн в год, а сам порт называли "воротами в Сибирь".
В 1885 году начала действовать железная дорога Екатеринбург-Тюмень, а в 1912 году - Тюмень-Омск. Жежезная дорога ускорила индустриальное развитие. Тюмень остаётся главным поставщиком леса и изделий из древесины и одновременно является крупным центром кожевенной промышленности, включавшей в свою структуру мелкие ремесленные заведения, мануфактуры, фабрики.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563164/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563165/

 С начала и до середины XX века внешний облик города оставался почти неизменным. Во время дождливой погоды улицы становились непроезжими, сообщение между частями города нарушалось. Тюмень называли "столицей деревень", из-за большого количества слобод и деревень составляющих  город. Население Тюмени перед революцией составляло (в основном купцы и мещане) 30 тысяч человек и превзошло по численности население губернского Тобольска. В городе числилось около пяти тысяч жилых домов, 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений. Работали театр, цирк, издавалась "Сибирская торговая газета".

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563173/

Ситуация изменилась во время Великой Отечественной Войны. В город эвакуировали десятки предприятий, они остались здесь и после войны.  Тюмень стала городом с современной промышленностью, а 14 августа 1944 года была образована Тюменская область с административным центром в Тюмени, был открыт первый университет.

 Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.

 В 1960–70-е среди тайги, болот и тундры началось их освоение. В 1966 году начато строительство железной дороги Тюмень–Тобольск–Cургут–Ноябрьск. В 1967 г. создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприятия начали работать на нефтегазовый комплекс. Тюменские авиаторы доставляли геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и оборудование в самые труднодоступные точ­ки. Речники осваивали новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. Тюмень стала исходным и перевалочным пунктом по доставке грузов на Север, форпостом освоения Западной Сибири. В это время в городе построены новые специализированные предприятия, проектные институты, высшие учебные заведения. В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973 открыт Нефтегазовый университет.

 Современная Тюмень – это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился. Возведены новые микрорайоны, построены автодороги, мосты, расширены улицы.

 Площадь Памяти.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563166/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563167/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563168/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563169/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563170/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563172/

БЦ "Gazoil Plaza"

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563171/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563174/

БЦ "Овентал Тауэр" 

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563175/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563176/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563177/

 Сельскохозяйственная академия

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563179/

Дом купца Колокольникова

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563180/

Дом Н.И.Козлова

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563181/

Тюменская государственная филармония

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563182/

 Спасская церковь 1796 г.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563183/

Дворец искусств "Пионер"

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563184/


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563185/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563186/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563187/

Облака над Тюменью

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563188/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563189/

ТЦ "Калинка"

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563190/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563191/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563192/

Вантовый пешеходный мост через Туру

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/563178/

 Уникальная набережная Туры, 4 уровня, высота 25 метров, 1 уровень ежегодно затапливается паводком.

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429632/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429633/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429634/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429635/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/408804/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429636/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429640/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429641/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429643/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429644/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429652/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429653/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429654/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429657/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429670/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429676/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429673/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429675/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429678/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429679/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429680/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429681/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429683/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429685/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429686/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429663/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429668/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429665/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429690/

  


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429687/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429688/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429691/

 


http://fotki.yandex.ru/users/lapshin-8975/view/429674/

Спасибо за просмотр. Все фотографии мои. Продолжение следует. 

 

 

 

/p

  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    21.05.1200:25:45
    замечательная набережная, хороший подход к ландшафтному дизайну и славная ухоженная историческая застройка. а вот новоделы в основном кака.
    Отредактировано: imperskij@pes~00:26 21.05.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,