Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

КнААЗ: место, где собирают лучшие в мире истребители

  •  © cdn-images-1.medium.com

Фотоотчет от Влад Касаткин по производству Сухого

Не прошло и двух лет с моего последнего визита на авиационный завод, как я вновь оказался здесь. Только в этот раз экскурсия была длительнее и началась с экспоцентра КнААЗ, о котором я рассказывал чуть ранее.

Театр начинается с вешалки, а территория авиационного гиганта — с истребителя Су-33 (палубной версии Су-27).

  • 1*KJUwgXNuAWp_TRo0oz6Q1w.jpeg
  • 1*KJUwgXNuAWp_TRo0oz6Q1w.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Моё путешествие по заводу началось там, где закончилось путешествие двухгодичной давности — с цеха обработки алюминиевых изделий. Ну почти там — с примыкающего к нему цеха.

  • 1*-AieW3ZhV2PEOdQCF5Tilw.jpeg
  • 1*-AieW3ZhV2PEOdQCF5Tilw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Чисто, тепло, светло. Улыбающиеся сотрудники:

  • 1*zM-0T0QaNCuX2yuo5jMcrw.jpeg
  • 1*zM-0T0QaNCuX2yuo5jMcrw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Сконцентрированные на работе заводчане:

  • 1*D1WEwTAKL28FPMzfGyVZqQ.jpeg
  • 1*D1WEwTAKL28FPMzfGyVZqQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

В прошлый раз я видел лишь пару подобных информационно-контрольных стоек. Теперь же такие есть почти в каждом цеху. Помню, когда школьником работал на заводе, то при входе в цех сначала надо было подойти к киоску сдачи пропусков, которые опускали в прорезь. Пропуск попадал к сотруднику бухгалтерии и тот уже отмечал время прихода на работу. Вечером там же все со стола забирали пропуска, чтобы выйти с завода. Теперь всё проще: приложил пропуск с NFC-чипом и автоматика отметила время прихода. Выходя с цеха, тоже надо приложить пропуск.

  • 1*whB3pd0JGXrnOkco3stIAQ.jpeg
  • 1*whB3pd0JGXrnOkco3stIAQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Кроме простого ведения табеля, информационная система показывает процент брака в работе сотрудника завода, зарплатные начисления, позволяет заказать необходимые справки из бухгалтерии или с отдела кадров.

Цех обработки алюминиевых изделий совершенно новый, еще несколько лет назад он был пустой и в нём велись строительные работы.

  • 1*ioSugmPVkevZV-gKBPZxIQ.jpeg
  • 1*ioSugmPVkevZV-gKBPZxIQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Теперь в нём производятся детали для истребителей.

  • 1*TvXDqDerqu11IYJz0vCwCw.jpeg
  • 1*TvXDqDerqu11IYJz0vCwCw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Контроль качества:

  • 1*Co17hzO-bqgRSSptVtjI2A.jpeg
  • 1*Co17hzO-bqgRSSptVtjI2A.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Современнейшие станки, в которых из бруска металла вытачивается продукция:

  • 1*x99QuLYzTRt_WDMqruwwCA.jpeg
  • 1*x99QuLYzTRt_WDMqruwwCA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
  • 1*ZGczbGZO8BAF-41noAGapA.jpeg
  • 1*ZGczbGZO8BAF-41noAGapA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Современный токарь. Или фрезеровщик.

  • 1*NXgQ8bueRD1zg3HB3AiwvA.jpeg
  • 1*NXgQ8bueRD1zg3HB3AiwvA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Рабочее место:

  • 1*rxn-TDWRcd7zwEbTB-1OIQ.jpeg
  • 1*rxn-TDWRcd7zwEbTB-1OIQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Внутри станка:

  • 1*-TnRz0-G6zsegrziGEx0RA.jpeg
  • 1*-TnRz0-G6zsegrziGEx0RA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Конечно можно долго наблюдать, как фреза по заданному алгоритму из кирпича металла делает … да что угодно. Алюминиевые опилки потом очищаются от примесей и отправляются в переплавку.

  • 1*TLZXA82MP2tgdINmYTIesw.jpeg
  • 1*TLZXA82MP2tgdINmYTIesw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Освещение комбинированное: искусственное плюс естественное.

  • 1*rpLrfkv3ai3P2cEuZtyfxQ.jpeg
  • 1*rpLrfkv3ai3P2cEuZtyfxQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Новее этого цеха будет лишь цех гальванической обработки. Туда мне не удалось попасть, так как ведутся активные строительные работы. Может в следующий раз удастся оценить его.

Еще раз заострю внимание на чистоте: помню, мальчишкой был в аналогичном цехе на этом же заводе — вокруг опилки, шум. Сейчас же ничего подобного я не увидел.

  • 1*MnijvIO2fyN1VotAqDALxg.jpeg
  • 1*MnijvIO2fyN1VotAqDALxg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Современный рабочий в цехе выглядит так:

  • 1*wqatJTlj87_z1lyWxLm-4g.jpeg
  • 1*wqatJTlj87_z1lyWxLm-4g.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Японская система 5S в действии. Всё на своих местах. Подобный порядок я видел на заводе Рено на западе страны, но там европейцы кнутом и пряником насаждали систему рационализации рабочего пространства. Здесь же по понятным причинам всё внедрялось своими силами.

  • 1*8XhX-RzmcJ6oBqQLIA0zJg.jpeg
  • 1*8XhX-RzmcJ6oBqQLIA0zJg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А это уже цех, который обрабатывает большие заготовки и выдаёт крупные детали самолётов. Мотивирующие плакаты по периметру цеха нисколько не раздражают. Знаете, иногда встречаются пережитки прошлого на предприятиях, которые вызывают лишь вздох, а в цехах КнААЗ они вполне уместны.

  • 1*_rcH_TOe3dlHX-vMFegBPQ.jpeg
  • 1*_rcH_TOe3dlHX-vMFegBPQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А вот в таком станке можно разместить на выдвигающихся стойках плиту из титана и выточить очень крупную деталь фюзеляжа:

  • 1*553qY1gcmgJvVOc7E9NqSQ.jpeg
  • 1*553qY1gcmgJvVOc7E9NqSQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А это пресс, позволяющий листу стали придать нужную форму:

  • 1*E1dqYuF-5A7kVmPc_qaF9Q.jpeg
  • 1*E1dqYuF-5A7kVmPc_qaF9Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Цеха, в которых производят фюзеляжные отсеки СуперДжета: клепают, соединяют, упрочняют. И всё это делается на самом современном оборудовании.

  • 1*f1gS3bj0OH7EyqanrjLxGQ.jpeg
  • 1*f1gS3bj0OH7EyqanrjLxGQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
  • 1*vKiW2uvLWVXq4OZ2ikK4dA.jpeg
  • 1*vKiW2uvLWVXq4OZ2ikK4dA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Забрался внутрь какого-то каркаса, пользуясь обеденным временем и отсутствием сотрудников. Кстати, для цеховых работников есть специально оборудованные комнаты отдыха.

  • 1*_C0wvn7_NZunuByaUuR5Tw.jpeg
  • 1*_C0wvn7_NZunuByaUuR5Tw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*YWebJhODBBztr6VvvMOhFQ.jpeg
  • 1*YWebJhODBBztr6VvvMOhFQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Свет причудливо падает через окна в крыше цеха:

  • 1*mO9xbkasmDuoKXglLcp2Dg.jpeg
  • 1*mO9xbkasmDuoKXglLcp2Dg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Коллеги устроили фотосессию в отсеке фюзеляжа СуперДжета:

  • 1*fUkGv7m-gqb5REM2dljB4A.jpeg
  • 1*fUkGv7m-gqb5REM2dljB4A.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*X-OeYkOWgCh-dN5iYf1CiA.jpeg
  • 1*X-OeYkOWgCh-dN5iYf1CiA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Когда я говорил про современейшее оборудование, то нисколько не лукавил. Вот так клепают фюзеляж гражданских самолётов. В отличие от боевой техники, к гражданской технике выдвигаются более жесткие требования. Нет, конечно, боевая техника тоже должна быть надежной, но там у пилота есть катапульта на случай опасной ситуации.

  • 1*e_p8f9LhoeZBNinnM5rB-w.jpeg
  • 1*e_p8f9LhoeZBNinnM5rB-w.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Клепальщик 21 века:

  • 1*Ohy8F5gcfRxIhckV8dEqKA.jpeg
  • 1*Ohy8F5gcfRxIhckV8dEqKA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А здесь уже собирают крылья самолётов.

  • 1*IePd-tHJeAiM_rWBXEojIA.jpeg
  • 1*IePd-tHJeAiM_rWBXEojIA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*0ZddiZyogw52DwKrqjHNpg.jpeg
  • 1*0ZddiZyogw52DwKrqjHNpg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Если вы думаете, что завод — это территория мужчин, то вы заблуждаетесь:

  • 1*298jDk33fGCbasQrGG0Feg.jpeg
  • 1*298jDk33fGCbasQrGG0Feg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*w67dE95xwTwm0ajooLtzxw.jpeg
  • 1*w67dE95xwTwm0ajooLtzxw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*hoLJoUaOJd34wymaQZhRgQ.jpeg
  • 1*hoLJoUaOJd34wymaQZhRgQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Прокладка кабелей и герметизация:

  • 1*uFIng2SxtPiQrinZqBWJ8Q.jpeg
  • 1*uFIng2SxtPiQrinZqBWJ8Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Ну и опять-таки хочу заострить внимание на чистоте и количестве света: именно так и должен выглядеть современный завод.

  • 1*hXM3YzX-Z4yA5LSvo04M8Q.jpeg
  • 1*hXM3YzX-Z4yA5LSvo04M8Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Но это всё было про гражданские самолёты Сухого, а где же гордость нашей страны и гроза НАТО?

  • 1*L8IkiL9GjhEv5TP1y-HsRw.jpeg
  • 1*L8IkiL9GjhEv5TP1y-HsRw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Начну издалека: вот к примеру цеха начальной сборки узлов истребителей серии «Су». Если попробовать описать процесс сборки самолётов, то лучше представить реку, в которую впадают тысячи мелких речушек. Вот здесь на стеллажах в полном порядке хранятся мелкие детали:

  • 1*0H-Gl4H_BLCQlLejPA_gEA.jpeg
  • 1*0H-Gl4H_BLCQlLejPA_gEA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Вот здесь уже виден фюзеляж истребителя:

  • 1*QYRRIhIZ-Ksm_oImYGnpOA.jpeg
  • 1*QYRRIhIZ-Ksm_oImYGnpOA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А здесь «каркас» уже готов перейти в цех окончательной сборки:

  • 1*aqTIHfTrtMkD3CNlqHxpHw.jpeg
  • 1*aqTIHfTrtMkD3CNlqHxpHw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Цех окончательной сборки. Несколько участков. При смене каждого такта выполнения необходимых монтажных работ, самолёт передвигается ближе к воротам цеха. Как вы догадались, на выходе должна быть уже полностью собранная машина, готовая к испытательному полёту.

  • 1*SgIptaMj8keDbbi7nkmrvA.jpeg
  • 1*SgIptaMj8keDbbi7nkmrvA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Первая машина, еще без двигателей и проводки.

  • 1*zIxgZE2L3I2wcUEcCvcFKA.jpeg
  • 1*zIxgZE2L3I2wcUEcCvcFKA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Машина, которую проверяет комиссия перед выпуском из цеха.

  • 1*UVmIoPZCDsj4OUZzOLVD7w.jpeg
  • 1*UVmIoPZCDsj4OUZzOLVD7w.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Все заняты делом, никакого праздношатания. На этом этапе сборке требуется предельная внимательность и высокое мастерство:

  • 1*VMZm58FM1PMa9s-cHacj_A.jpeg
  • 1*VMZm58FM1PMa9s-cHacj_A.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*tAm_GCxBeSpWGYzd08DS1Q.jpeg
  • 1*tAm_GCxBeSpWGYzd08DS1Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*8jFqMfQxAR2ajH3Cqd6Gng.jpeg
  • 1*8jFqMfQxAR2ajH3Cqd6Gng.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

По понятным причинам разрешено было снимать лишь центральную часть цеха. Так что можете представить себе его размеры.

  • 1*l6Lbs0UNQ1FvegfLR_GfIQ.jpeg
  • 1*l6Lbs0UNQ1FvegfLR_GfIQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*sk-j7V_fncQjCHs4OlsETA.jpeg
  • 1*sk-j7V_fncQjCHs4OlsETA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Отдельно хотел бы выделить «шкафы гордости», которые стоят почти в каждом цеху: в них выставлены награды за победы в различных конкурсах и соревнованиях:

  • 1*-XGg-bjjj408IiCJLEwppA.jpeg
  • 1*-XGg-bjjj408IiCJLEwppA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Портреты лучших сотрудников выставлены в заводоуправлении и на улицах завода:

  • 1*6T0fbP4cDj1mrJRJr3tprg.jpeg
  • 1*6T0fbP4cDj1mrJRJr3tprg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Кстати, об улицах на территории завода: они выглядят гораздо опрятнее, чем некоторые городские улицы.

  • 1*6cw3ixMxBFBe8RCghVx9Ew.jpeg
  • 1*6cw3ixMxBFBe8RCghVx9Ew.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

В завершение я хотел бы напомнить, что в фотоотчет не вошло: главное изделие КнААЗ — истребитель пятого поколения Су-57. И это понятно: его производство засекречено. Но намеки на него видны были повсюду: от папок с пометкой Т-50 на полках технологов, до встречающихся деталей, отличающихся по цвету от истребителей Су-35. Но уже в следующем году начнется поставка установочной партии истребителя пятого поколения для нужд Минобороны и тогда (возможно), комсомольчане смогут увидеть его производство.


  • SVD
  • 21
  • Есть метка на карте
  • 1
    Нет аватара Nadik
    11.03.1803:20:19

    Велосипеды кстати делали на заводе и в 90 годы прикрыли лавочку. Фотографии то красивые. Но не все так радужно на заводе. Понятно,что экскурсантам показывают красивые места и заливают мед в уши. Про то, что на заводе большая текучка, спецы уходят. Хамское отношение к работникам, низкая зарплата у рабочих. Как пример работник имеет 3 разряд, но выполняет работу по 4-5 разряду, получая зарплату по 3. Много чего происходит на заводе. Есть еще неофициальное название завода «тюрьма народов». Анекдот по заводу ходит. Суть такова, что скоро введут плату для работников за вход на завод.

    • -4
      Нет аватара brat_po_razumu
      11.03.1804:07:15

      Радужной, мил человек — бывает только форель. Ну — еже девичьи мечты бывают радужными (ну это уже в переносном смысле).

      У человека же ежедневно возникают производственные и бытовые вопросы, требующие решения. Ну, а тем более — у любого предприятия.

      У тебя — все абсолютно радужно??? Никаких проблем, требующих твоего решения — у тебя в жизни нет?

      Отредактировано: brat_po_razumu~04:40 11.03.18
    • 2
      юрич юрич
      11.03.1811:49:19

      Зря Nadik Вы тут рубите правду матку. Здесь такая правда не нужна. Сча Вас диванные разнесут за такую попытку. Обвинение будет одно: этот ресурс для гордости нашими достижениями, а не для проявления недостатков. Для ругани есть другие ресурсы. Но репортаж то действительно классный!

      Отредактировано: юрич~11:52 11.03.18
    • 1
      Нет аватара Igor_U
      12.03.1810:37:08

      Про то, что на заводе большая текучка, спецы уходят. Хамское отношение к работникам, низкая зарплата у рабочих. Как пример работник имеет 3 разряд, но выполняет работу по 4-5 разряду, получая зарплату по 3.

      В общем-то, довольно частая ситуация — когда «картинки» красивые, а по сути … так сказать, печаль. И Вам правильно подметили, что на этом сайте это не популярная тема — здесь «о достижениях и прочих радостях». Узнать об обратной стороне интересно, но сильно упорствовать в этом здесь не стоит.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,