Запись перенесена в личный блог модератором.

guest перенес эту запись

КнААЗ: место, где собирают лучшие в мире истребители

  •  © cdn-images-1.medium.com

Фотоотчет от Влад Касаткин по производству Сухого

Не прошло и двух лет с моего последнего визита на авиационный завод, как я вновь оказался здесь. Только в этот раз экскурсия была длительнее и началась с экспоцентра КнААЗ, о котором я рассказывал чуть ранее.

Театр начинается с вешалки, а территория авиационного гиганта — с истребителя Су-33 (палубной версии Су-27).

  • 1*KJUwgXNuAWp_TRo0oz6Q1w.jpeg
  • 1*KJUwgXNuAWp_TRo0oz6Q1w.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Моё путешествие по заводу началось там, где закончилось путешествие двухгодичной давности — с цеха обработки алюминиевых изделий. Ну почти там — с примыкающего к нему цеха.

  • 1*-AieW3ZhV2PEOdQCF5Tilw.jpeg
  • 1*-AieW3ZhV2PEOdQCF5Tilw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Чисто, тепло, светло. Улыбающиеся сотрудники:

  • 1*zM-0T0QaNCuX2yuo5jMcrw.jpeg
  • 1*zM-0T0QaNCuX2yuo5jMcrw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Сконцентрированные на работе заводчане:

  • 1*D1WEwTAKL28FPMzfGyVZqQ.jpeg
  • 1*D1WEwTAKL28FPMzfGyVZqQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

В прошлый раз я видел лишь пару подобных информационно-контрольных стоек. Теперь же такие есть почти в каждом цеху. Помню, когда школьником работал на заводе, то при входе в цех сначала надо было подойти к киоску сдачи пропусков, которые опускали в прорезь. Пропуск попадал к сотруднику бухгалтерии и тот уже отмечал время прихода на работу. Вечером там же все со стола забирали пропуска, чтобы выйти с завода. Теперь всё проще: приложил пропуск с NFC-чипом и автоматика отметила время прихода. Выходя с цеха, тоже надо приложить пропуск.

  • 1*whB3pd0JGXrnOkco3stIAQ.jpeg
  • 1*whB3pd0JGXrnOkco3stIAQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Кроме простого ведения табеля, информационная система показывает процент брака в работе сотрудника завода, зарплатные начисления, позволяет заказать необходимые справки из бухгалтерии или с отдела кадров.

Цех обработки алюминиевых изделий совершенно новый, еще несколько лет назад он был пустой и в нём велись строительные работы.

  • 1*ioSugmPVkevZV-gKBPZxIQ.jpeg
  • 1*ioSugmPVkevZV-gKBPZxIQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Теперь в нём производятся детали для истребителей.

  • 1*TvXDqDerqu11IYJz0vCwCw.jpeg
  • 1*TvXDqDerqu11IYJz0vCwCw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Контроль качества:

  • 1*Co17hzO-bqgRSSptVtjI2A.jpeg
  • 1*Co17hzO-bqgRSSptVtjI2A.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Современнейшие станки, в которых из бруска металла вытачивается продукция:

  • 1*x99QuLYzTRt_WDMqruwwCA.jpeg
  • 1*x99QuLYzTRt_WDMqruwwCA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
  • 1*ZGczbGZO8BAF-41noAGapA.jpeg
  • 1*ZGczbGZO8BAF-41noAGapA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Современный токарь. Или фрезеровщик.

  • 1*NXgQ8bueRD1zg3HB3AiwvA.jpeg
  • 1*NXgQ8bueRD1zg3HB3AiwvA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Рабочее место:

  • 1*rxn-TDWRcd7zwEbTB-1OIQ.jpeg
  • 1*rxn-TDWRcd7zwEbTB-1OIQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Внутри станка:

  • 1*-TnRz0-G6zsegrziGEx0RA.jpeg
  • 1*-TnRz0-G6zsegrziGEx0RA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Конечно можно долго наблюдать, как фреза по заданному алгоритму из кирпича металла делает … да что угодно. Алюминиевые опилки потом очищаются от примесей и отправляются в переплавку.

  • 1*TLZXA82MP2tgdINmYTIesw.jpeg
  • 1*TLZXA82MP2tgdINmYTIesw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Освещение комбинированное: искусственное плюс естественное.

  • 1*rpLrfkv3ai3P2cEuZtyfxQ.jpeg
  • 1*rpLrfkv3ai3P2cEuZtyfxQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Новее этого цеха будет лишь цех гальванической обработки. Туда мне не удалось попасть, так как ведутся активные строительные работы. Может в следующий раз удастся оценить его.

Еще раз заострю внимание на чистоте: помню, мальчишкой был в аналогичном цехе на этом же заводе — вокруг опилки, шум. Сейчас же ничего подобного я не увидел.

  • 1*MnijvIO2fyN1VotAqDALxg.jpeg
  • 1*MnijvIO2fyN1VotAqDALxg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Современный рабочий в цехе выглядит так:

  • 1*wqatJTlj87_z1lyWxLm-4g.jpeg
  • 1*wqatJTlj87_z1lyWxLm-4g.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Японская система 5S в действии. Всё на своих местах. Подобный порядок я видел на заводе Рено на западе страны, но там европейцы кнутом и пряником насаждали систему рационализации рабочего пространства. Здесь же по понятным причинам всё внедрялось своими силами.

  • 1*8XhX-RzmcJ6oBqQLIA0zJg.jpeg
  • 1*8XhX-RzmcJ6oBqQLIA0zJg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А это уже цех, который обрабатывает большие заготовки и выдаёт крупные детали самолётов. Мотивирующие плакаты по периметру цеха нисколько не раздражают. Знаете, иногда встречаются пережитки прошлого на предприятиях, которые вызывают лишь вздох, а в цехах КнААЗ они вполне уместны.

  • 1*_rcH_TOe3dlHX-vMFegBPQ.jpeg
  • 1*_rcH_TOe3dlHX-vMFegBPQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А вот в таком станке можно разместить на выдвигающихся стойках плиту из титана и выточить очень крупную деталь фюзеляжа:

  • 1*553qY1gcmgJvVOc7E9NqSQ.jpeg
  • 1*553qY1gcmgJvVOc7E9NqSQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А это пресс, позволяющий листу стали придать нужную форму:

  • 1*E1dqYuF-5A7kVmPc_qaF9Q.jpeg
  • 1*E1dqYuF-5A7kVmPc_qaF9Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Цеха, в которых производят фюзеляжные отсеки СуперДжета: клепают, соединяют, упрочняют. И всё это делается на самом современном оборудовании.

  • 1*f1gS3bj0OH7EyqanrjLxGQ.jpeg
  • 1*f1gS3bj0OH7EyqanrjLxGQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
  • 1*vKiW2uvLWVXq4OZ2ikK4dA.jpeg
  • 1*vKiW2uvLWVXq4OZ2ikK4dA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Забрался внутрь какого-то каркаса, пользуясь обеденным временем и отсутствием сотрудников. Кстати, для цеховых работников есть специально оборудованные комнаты отдыха.

  • 1*_C0wvn7_NZunuByaUuR5Tw.jpeg
  • 1*_C0wvn7_NZunuByaUuR5Tw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*YWebJhODBBztr6VvvMOhFQ.jpeg
  • 1*YWebJhODBBztr6VvvMOhFQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Свет причудливо падает через окна в крыше цеха:

  • 1*mO9xbkasmDuoKXglLcp2Dg.jpeg
  • 1*mO9xbkasmDuoKXglLcp2Dg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Коллеги устроили фотосессию в отсеке фюзеляжа СуперДжета:

  • 1*fUkGv7m-gqb5REM2dljB4A.jpeg
  • 1*fUkGv7m-gqb5REM2dljB4A.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*X-OeYkOWgCh-dN5iYf1CiA.jpeg
  • 1*X-OeYkOWgCh-dN5iYf1CiA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Когда я говорил про современейшее оборудование, то нисколько не лукавил. Вот так клепают фюзеляж гражданских самолётов. В отличие от боевой техники, к гражданской технике выдвигаются более жесткие требования. Нет, конечно, боевая техника тоже должна быть надежной, но там у пилота есть катапульта на случай опасной ситуации.

  • 1*e_p8f9LhoeZBNinnM5rB-w.jpeg
  • 1*e_p8f9LhoeZBNinnM5rB-w.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Клепальщик 21 века:

  • 1*Ohy8F5gcfRxIhckV8dEqKA.jpeg
  • 1*Ohy8F5gcfRxIhckV8dEqKA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А здесь уже собирают крылья самолётов.

  • 1*IePd-tHJeAiM_rWBXEojIA.jpeg
  • 1*IePd-tHJeAiM_rWBXEojIA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*0ZddiZyogw52DwKrqjHNpg.jpeg
  • 1*0ZddiZyogw52DwKrqjHNpg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Если вы думаете, что завод — это территория мужчин, то вы заблуждаетесь:

  • 1*298jDk33fGCbasQrGG0Feg.jpeg
  • 1*298jDk33fGCbasQrGG0Feg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*w67dE95xwTwm0ajooLtzxw.jpeg
  • 1*w67dE95xwTwm0ajooLtzxw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*hoLJoUaOJd34wymaQZhRgQ.jpeg
  • 1*hoLJoUaOJd34wymaQZhRgQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Прокладка кабелей и герметизация:

  • 1*uFIng2SxtPiQrinZqBWJ8Q.jpeg
  • 1*uFIng2SxtPiQrinZqBWJ8Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Ну и опять-таки хочу заострить внимание на чистоте и количестве света: именно так и должен выглядеть современный завод.

  • 1*hXM3YzX-Z4yA5LSvo04M8Q.jpeg
  • 1*hXM3YzX-Z4yA5LSvo04M8Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Но это всё было про гражданские самолёты Сухого, а где же гордость нашей страны и гроза НАТО?

  • 1*L8IkiL9GjhEv5TP1y-HsRw.jpeg
  • 1*L8IkiL9GjhEv5TP1y-HsRw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Начну издалека: вот к примеру цеха начальной сборки узлов истребителей серии «Су». Если попробовать описать процесс сборки самолётов, то лучше представить реку, в которую впадают тысячи мелких речушек. Вот здесь на стеллажах в полном порядке хранятся мелкие детали:

  • 1*0H-Gl4H_BLCQlLejPA_gEA.jpeg
  • 1*0H-Gl4H_BLCQlLejPA_gEA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Вот здесь уже виден фюзеляж истребителя:

  • 1*QYRRIhIZ-Ksm_oImYGnpOA.jpeg
  • 1*QYRRIhIZ-Ksm_oImYGnpOA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

А здесь «каркас» уже готов перейти в цех окончательной сборки:

  • 1*aqTIHfTrtMkD3CNlqHxpHw.jpeg
  • 1*aqTIHfTrtMkD3CNlqHxpHw.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Цех окончательной сборки. Несколько участков. При смене каждого такта выполнения необходимых монтажных работ, самолёт передвигается ближе к воротам цеха. Как вы догадались, на выходе должна быть уже полностью собранная машина, готовая к испытательному полёту.

  • 1*SgIptaMj8keDbbi7nkmrvA.jpeg
  • 1*SgIptaMj8keDbbi7nkmrvA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Первая машина, еще без двигателей и проводки.

  • 1*zIxgZE2L3I2wcUEcCvcFKA.jpeg
  • 1*zIxgZE2L3I2wcUEcCvcFKA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Машина, которую проверяет комиссия перед выпуском из цеха.

  • 1*UVmIoPZCDsj4OUZzOLVD7w.jpeg
  • 1*UVmIoPZCDsj4OUZzOLVD7w.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Все заняты делом, никакого праздношатания. На этом этапе сборке требуется предельная внимательность и высокое мастерство:

  • 1*VMZm58FM1PMa9s-cHacj_A.jpeg
  • 1*VMZm58FM1PMa9s-cHacj_A.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*tAm_GCxBeSpWGYzd08DS1Q.jpeg
  • 1*tAm_GCxBeSpWGYzd08DS1Q.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*8jFqMfQxAR2ajH3Cqd6Gng.jpeg
  • 1*8jFqMfQxAR2ajH3Cqd6Gng.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

По понятным причинам разрешено было снимать лишь центральную часть цеха. Так что можете представить себе его размеры.

  • 1*l6Lbs0UNQ1FvegfLR_GfIQ.jpeg
  • 1*l6Lbs0UNQ1FvegfLR_GfIQ.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com
.

  • 1*sk-j7V_fncQjCHs4OlsETA.jpeg
  • 1*sk-j7V_fncQjCHs4OlsETA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Отдельно хотел бы выделить «шкафы гордости», которые стоят почти в каждом цеху: в них выставлены награды за победы в различных конкурсах и соревнованиях:

  • 1*-XGg-bjjj408IiCJLEwppA.jpeg
  • 1*-XGg-bjjj408IiCJLEwppA.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Портреты лучших сотрудников выставлены в заводоуправлении и на улицах завода:

  • 1*6T0fbP4cDj1mrJRJr3tprg.jpeg
  • 1*6T0fbP4cDj1mrJRJr3tprg.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

Кстати, об улицах на территории завода: они выглядят гораздо опрятнее, чем некоторые городские улицы.

  • 1*6cw3ixMxBFBe8RCghVx9Ew.jpeg
  • 1*6cw3ixMxBFBe8RCghVx9Ew.jpeg
  •  © cdn-images-1.medium.com

В завершение я хотел бы напомнить, что в фотоотчет не вошло: главное изделие КнААЗ — истребитель пятого поколения Су-57. И это понятно: его производство засекречено. Но намеки на него видны были повсюду: от папок с пометкой Т-50 на полках технологов, до встречающихся деталей, отличающихся по цвету от истребителей Су-35. Но уже в следующем году начнется поставка установочной партии истребителя пятого поколения для нужд Минобороны и тогда (возможно), комсомольчане смогут увидеть его производство.


  • SVD
  • 21
  • Есть метка на карте
  • 5
    Нет аватара guest
    10.03.1819:11:02

    ух, супер, вот это цеха, система контроля сотрудников в каждом цехе. у нас на «салюте» мы до сих пор сдаем пропуска табельщице, прошлый век блин.(

    интересно, а какая там зарплата скажем у чпушника? а что там за станки, в основном импортные или есть наши?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,